Главная Знамя Родины С сорокалетием первенец!

С сорокалетием первенец!
          Автор: Капитан-лейтенант Малов А.    23.06.1998 19:42          

С СОРОКАЛЕТИЕМ ПЕРВЕНЕЦ !

 

 

     1 июня, в День Северного флота, жители Островного отметили сразу три знаменательных даты. 387 лет исполнилось самому городу, 57 лет Йоканьгской военно-морской базе, которая была образована в первые дни войны, и, наконец, прошло 40 лет со дня подъема Военно-морского флага на первенце нашего атомного подводного флота АПЛ «К-3» («Ленинский комсомол»). По сути, это праздник всего Атомного подводного флота России. И хотя официальная дата «рождения» первой АПЛ 1 июля, организаторы празднеств решили их соединить с двумя другими торжествами. Наверное, это правильно. Ведь город Островной, гарнизон подводников, и АПЛ «Ленинский комсомол» связаны друг с другом неразрывной нитью, которая вплетена в историю страны и флота.

 

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

 

     В сентябре 1952 года руководство Советского Союза постановило: приступить к созданию атомной подводной лодки. Это было своеобразным ответом на строительство, в США первго в мире подводного атомохода «Наутилус», который вышел в море уже в 1954 году. В том же году на стапелях Северного машиностроительного предприятия (СМП) в Северодвинске был заложен советский атомный первенец. В проектировании и строительстве его участвовало более 350 НИИ, КБ и заводов. Проект 627А первого поколения послужил прототипом для постройки следующих. Лучшие конструкторы работали над этим проектом, и можно сказать, что им удалось невозможное. Конструкторское бюро Владимира Николаевича Перегудова (имя этого человека до сей поры мало кому известно) создало новый подводный корабль. За счет каплевидности носа, корпуса, очертаниями напоминающего тело кита, АПЛ «К-3» смогла значительно превысить скорость, показанную первой американской атомной субмариной. Четыре года шло строительство «К-3». Одновременно с этим формировался экипаж АПЛ. Первыми офицерами, зачисленными в тот легендарный экипаж, стали Лев Михайлович Жильцов - старший помощник командира, Борис Петрович Акулов - командир БЧ-5, а затем и Леонид Гаврилович Осипенко -первый командир лодки. Именно на этих офицерах лежал груз ответственности за подбор членов экипажа, за испытание систем лодки.
     На АПЛ швартовые испытания были завершены в июне 1958 года, 1 июля на лодке поднят Военно-морской флаг. В марте 1959 года она была зачислена в состав отдельной бригады с местом дислокации в Северодвинске. В июне 1959 года за проведение успешных испытаний весь экипаж «К-3» был отмечен государственными наградами. Насколько важньм стало это событие, можно судить хотя бы по награде, которую получил командир АПЛ Л.Осипенко. Он был удостоен звания Героя Советского Союза. Это первая в стране Золотая Звезда Героя, врученная после войны.
     Важным рубежом в освоении океанских и аркти- ческих широт стала подготовка «К-3» к походу на полюс, которая заняла почти три года. И хотя сле- дом за первенцем со стапелей СМП стали спускать другие лодки первого поколения, выбор командования пал на «К-3» Главным фактором в этом выборе стал высокий уровень профессионализма экипажа. С 11 по 21 июля 1962 года подводный корабль совершил подледное плавание, 17 июля «К-3» дважды прошла под полюсом и первой в мире всплыла в его районе. По возвращении из похода в Йоканьгской ВМБ экипаж встречали Н.Хрущев, министр обороны Р. Малиновский, Главком ВМФ С. Горшков и другие. На торжественном собрании был зачитан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1962 года, в соответствии с котрым за успешное выполнение специального задания правительства старший похода контр-адмирал А. Петелин, командир АПЛ капитан 2 ранга Л. Жильцов, сменивший на этом посту Осипенко, и командир БЧ-5 капитан 2 ранга Р. Тимофеев удостаивались звания Героя Советского Союза. Остальным членам экипажа были вручены ордена Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды и медали «За отвагу».
     В октябре 1962 года за выдающиеся успехи в выполнении специального задания правительства и канун 44-й годовщины ВЛКСМ АПЛ «К-3» присвоено почетное наименование «Ленинский комсомол».
     17 августа 1987 года, в соответствии с директивой командующего СФ, АПЛ «Ленинский комсомол» выведена из боевого состава флота и с тех пор стоит у одного из причалов гарнизона подводников.  

 

ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО 

 

     Во время празднования 40-летия АПЛ «Ленинс-кий комсомол» мне удалось побеседовать со многими ветеранами флота, с теми, кто когда-то входил в славный экипаж «К-3». Каждый из них вспоминал что-то свое, запомнившееся именно ему по каким-то причинам. Но буквально всё помнили обстоятельства страшной аварии на первенце. Впрочем, думаю, будет правильнее привести здесь слова первого командира реакторного отсека «Ленкома» контр-адмирала в отставке Николая Григорьевича Мормуля, который также присутствовал на празднованиях в Островном.
     Вот цитаты из его книги «Атомная подводная эпопея», которая создавалась в соавторстве с Жильцовым и Осипенко.
     «8 сентября 1967 года около двух часов ночи на первенце атомного подводного флота Советского Союза «К-3», находившемся в Норвежском море, произошел пожар. Шли 56 сутки плавания в подводном положении, лодка возвращалась в базу, до нее оставалось 1700 миль.
     Пожар начался в первом отсеке от опасного скопления паров гидравлики (в то время в этой системе применялась горючеопасная жидкость), вызванный протечками в гидравлической системе и возникновением искры. При переходе личного состава во второй отсек пожар через открытую переборочную дверь перекинулся дальше. Выделение угарного газа было настолько интенсивным, что уже через несколько минут личный состав первого и второго отсеков вышел из строя (не отвечал на запросы центрального поста). Кратковременное открытие переборочной двери из третьего отсека во второй для производства разведки привело к загазовыванию и третьего отсека, где личный состав (а это центральный пост, то есть главный командный пункт подводной лодки) также начал терять сознание. Аварийная партия четвертого отсека начала выводить личный состав из третьего. Лодка всплыла в надводное положение, провентилировала третий и четвертый отсеки пуском дизельгенераторов в течение нескольких часов и в надводном положении с загерметизированными первым и вторым отсеками четверо суток шла в базу. Лодка спасена, но 39 моряков погибли.
     На скромном, пемятнике, установленном сослуживцами в одном из гарнизонов подводников, надпись: «Подводникам, погибшим в океане 08.09.67 г.» и маленький якорь».
     Героев-подводников помнят и память их чтут. Имена погибших есть в Музее боевой славы гарнизона. В одном из отсеков «К-3» список 39 моряков висит на почетном месте. Они не забыты живущими.

 

СВЯЗАНЫ ЕДИНОЮ СУДЬБОЮ

 

     Юбилей АПЛ «Ленинский комсомол» в Островном праздновали, как говорится, всем миром. Чувствовалось, что город живет событием. Впрочем, это объяснимо. Ведь судьба Островного, или Гремихи (еще были названия Мурманск-140, Йоканьга), неразрывно связана с атомным подводным флотом. С его развитием разрастался город, становился красивее, благоустроеннее.
     - Это город моей юности, - рассказывал мне Николай Григорьевич Мормуль. - Можно сказать, что здесь провел лучшие годы своей жизни. Жаль только, город уже не похож на прежний.
     Это точно. Когда-то в Гремихе было многолюдно. Моряки мечтали получить квартиру в очередной новостройке. Каждую неделю от пирса базы отходили атомные подводные лодки на боевую службу, в автономное плавание. Сейчас всего этого нет. Много пустых с заколоченными окнами домов. Население гарнизона уменьшилось практически в 8 - 10 раз. Как я уже заметил, связь с флотом у города неразрывна, и потому с сокращениями, проводимыми в последние годы, затухла жизнь в городке подводников.
     Грустное зрелище - стоящие у пирсов огромные черные субмарины с заглушенными атомными реакторами. Некогда эти корабли ходили в море, защищали интересы Отчизны, а сейчас... Сейчас их судьба стоять у пирсов в ожидании утилизации.
     И все же город жив. Празднование юбилея первенца атомного подводного флота - еще одно тому доказательство.
     На торжественном собрании, посвященном дню рождения АПЛ «Ленинский комсомол», были представители командования гарнизона и администрации города Островного, ветераны флота и жители города, почетные гости. Много было выступлений, воспоминаний. Собравшихся объединяла гордость за флот, за город подводников.
     От имени командующего флотом нынешнему экипажу АПЛ «Ленинский комсомол» были вручены подарки и памятный адрес. В нем говорилось: «Сберегите корабль, как символ мужества и стойкости подводников, для новых поколений моряков возрожденного флота России».
     После официальных мероприятий, поздравлений ветераны-подводники, почетные гости отправились на «К-3».
     Командир АПЛ «Ленинский комсомол» капитан 2 ранга Е. Федоров доложил контр-адмиралу в от- ставке Н. Мормулю о построении экипажа и приг- ласил всех на борт. Первыми словами бывшего ко- мандира реакторного отсека после осмотра АПЛ «Я восхищен, что при таком сокращенном экипаже лодка подготовлена, будто собирается в поход».
     На лодке разговорился с ветераном флота Анатолием Ивановичем Затылкиным. - Атомный подводный флот - это моя жизнь, -поделился Анатолий Иванович. - Гремиха - мой дом родной, моя пристань.
     Бывший подводник имеет за плечами 20 боевых служб. В одиннадцати из них - командиром подводного корабля. Выходил на боевое дежурство и командиром АПЛ «Ленинский комсомол», выводил эту лодку из завода после ремонта. Сейчас в отставке. Но Гремиха осталась родной. Тем более что здесь живут дочь Анна, которая замужем за морским офицером, и внучка Маша.
     Праздновать островитяне умеют. В те дни на главной площади города, в Доме офицеров флота прошли праздничные концерты. В Островной приехала группа артистов из Полярного и Североморска, да и в самом городе талантов хватает.
     Как сказал мне настоятель Свято-Никольского монастыря отец Никодим, он не знает более радушных и добрых людей. Видимо, трудности, вопреки всему, не искалечили души этих людей, и они радуются каждому праздничному событию с особой искренностью.

 

ЛОДКА-МУЗЕЙ

 

     Есть идея о создании из легендарной АПЛ «Ленинский комсомол» мемориалького комплекса. Говорили уже о примерном расположении его - в Североморске, возле не менее легендарной «К-21». Но пока, к сожалению, дело с места не сдвинулось.
     - Надеялись, что к 300-летию флота России наша «К-3» будет стоять в Североморске, - рассказал начальник гарнизона капитан 1 ранга А. Купченко, - увы, обстоятельства изменили планы.
     Как мне удалось выяснить у командира АПЛ «К-3» капитана 2 ранга Е. Федорова, сегодня лодка к буксировке не готова: необходимо провести ряд мероприятий по ремонту цистерн главного балласта.
     А желание создать лодку-музей у подводников огромное, вот только средств нет.

 

Капитан-лейтенант А. МАЛОВ.

 

 Североморск - Островной - Североморск.

 

 

"Знамя Родины"
№ 28 (6184)    от 23 июня 1998 года.

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.