Главная Знамя Родины Взрывы у причала

Взрывы у причала
          Автор: Ст. лейтенант Яковлев А.    23.03.1994 22:53          

В З Р Ы В Ы    У    П Р И Ч А Л А 

 

     Зима в этом году выдалась тяжелая. Лютые морозы. прошлись чуть ли не по всей России, добравшись до черноморского юга. Стихия дала суровый экзамен коммунальным службам больших и малых гарнизонов Северного флота. Как обеспечить водой и отоплением, если перемерзли трубы? Как организовать работу ТЭЦ, если количество мазута лимитировано? Над этими и многими другими вопросами ломали головы руководители, командиры всех степеней.

 

     Все эти проблемы не обошли стороной и наш гарнизон. Но помимо этого люди с тревогой поглядывали на залив: воду возле причалов уже сковал толстый белый панцирь, который с каждым днем все дальше и дальше выдвигался в море. Основания для тревоги были немалые, ведь связь с «большой землей» у нас только водным путем. Старожилы помнят события пятнадцатилетней давности, когда замерзший залив сковал у причала рейсовый теплоход, другие корабли и сделал пленниками всех жителей города. Тогда в гарнизон в несколько заходов с трудом пробились три ледокола и вывели-таки из плена рейсовый теплоход.
     В эти морозные дни шло все к тому, что могли повториться те далекие события. И лишь неожиданно наступившая оттепель позволила всем облегченно вздохнуть - залив быстро очистился от льда.
     Но это случилось позже, а поначалу намерзающий лед грозил немалыми бедами. Возникли проблемы захода в базу вернувшейся из дальнего похода подводной лодки, сильно осложнилось движение кораблей по рейду, намерзающий лед начал буквально отрывать причалы.
     Освободить причалы из ледяного плена предстояло спец-группе из части, где командиром капитан 3 ранга Ф. Васильев. Среди подрывников подобрались, как говорят, «спецы» своего дела: капитан-лейтенант В. Миронов, старшие лейтенанты С. Комиссаров, С. Карпычев, мичман В. Литвинченко, глав-старшина контрактной службы В. Сергиенко, а также дежурная боевая группа: старшие матросы С. Васильев, А. Аникин, А. Баранов. А. Евдокимов. С утра группа выехала к причалам.
     Бесконечные приливы и отливы привели к намерзанию ледяных глыб, отчего цепи, на которых крепится причал к берегу, натянулись, как гитарные струны и готовы были вот-вот лопнуть, а ведь к причалам пришвартованы боевые корабли.
     Только хорошие, умело спланираванные взрывы могли спасти положение.
     Группа работала в крайне тяжелых условиях. Редкостный по здешним местам мороз усиливался ураганным, до 25 метров в секунду, ветром. Временами становилось просто невмоготу, руки деревенели при проверке детонаторов. Но подготовка к взрывам упорно продолжалась.
     При закладке заряда в толщу льда неожиданно, находясь под причалом, подскользнулся и скатился в полынью мичман В. Литвинченко. Все обошлось, четко сработала страховка, а от ледяной воды уберег прорезиненный костюм десантника.
     Наконец все готово к операции, выставлено оцепление, в оборудованное под укрытие списанное судно проведен саперный провод.
     - Отходи! - громко и четко скомандовал командир роты С. Карпычев.
     Через интервал - новая команда: «Огонь!».
     Содрогнулся морозный воздух, взмыли в небо бакланы.
     Как это бывает, первый блин получился комом. Отколов несколько глыб льда, взрыв требуемого результата не дал. Более того, любое отклонение при закладке следующего заряда грозило отодвинуть причал, и тогда лежащие на нем аппарели просто упадут в воду (т. к. закрепляющие их пальцы давно съедены ржавчиной).
     В зтот день люди отступили, но готовились к решающим действиям.
     Проведение взрывных работ отложили на сутки. За это время составлялся четкий график работ, смены. Стихия же продолжала свое разрушительное действие. Напор льда стал таким сильным, что отодвинул некоторые причалы и аппарели все-таки рухнули вниз. Еще немного - и мощные цепи могли порваться.
     В назначенный день с раннего утра спецгруппа прибыла к месту проведения операции. Несмотря на темноту, лютый мороз, в свете фар «Камаза», одетые в прорезиненные костюмы, на страховочной веревке работали матросы из боевой группы. Здесь же закладкой зарядов руководили старший лейтенант С. Комиссаров, командир роты старший лейтенант С. Карпычев, старшина роты мичман В. Литвинченко. Что не получалось у матросов - делали сами. Тут же находился и командир подлодки пришвартованной к причалу, переживая за успешный исход операции.
     В этот день спецгруппа работала, как говорится, от темна до темна, лишь один раз прервавшись на обед. Взрывы раздавались то с одного, то с другого места. За два напряженных дня работы было спасено восемь причалов. От ледовых наростов очистили цепи, кабели. Тут же неутомимо работали буксиры отгоняя подальше в залив отколотые глыбы льда.
     Успешному завершению операции, вопреки погодным условиям, способствовало мастерство, знание своего дела всеми его участниками. Минер части старший лейтенант С. Комиссаров один из самых опытных подрывников. Незадолго до этого ему и мичману В. Литвинченко, дежурной боевой группе пришлось выполнять похожее, довольно сложное задание. Тогда гарнизон рисковал остатся без воды - замерзло питьевое озеро, толщина льда которого достигла полутора метров. Необходима была лунка, чтобы насос вновь заработал. Задача не из легких, тем более, что взрыв надо было произвести так, чтобы не повредить насос, щит электропитания, другое оборудование. И спецгруппа под руководством старшего лейтенанта С. Комиссарова блестяще с этим справилась, получив благодарность от командующего гарнизоном.
     Впрочем, все это лишь эпизод из службы подразделения капитана 3 ранга Ф. Васильева, подчиненные которого готовы с успехом решить любые другие, может быть еще более сложные задачи.

 

Старший лейтенант А. Яковлев.

 

 

"Знамя Родины"
№ 11-12 (5898-99)    от 23 марта 1994 года.

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.