|
Р Е П О Р Т А Ж
В ОБСТАНОВКЕ, ПРИБЛИЖЕННОЙ К БОЕВОЙ
Для аварийной партии зто тренировка по борьбе за живучесть не первая в новом учебном году. Но особенность ее в том, что все предыдущие были «условными», в то время, как эта должна пройти в обстановке, максимально приближенной к боевой. Что это за «обстановка» и как ее используют для подготовки подводников, рассказал коммунист А, Нечаев. - Последнее время много говорят и пишут о психологической подготовке воинов выполнять свои обязанности в сложных условиях боя. Конечно, и здесь обстановка боя в некоторой мере условна, но в отличие от тренировок на корабле морякам приходится вести борьбу не с воображаемыми трудностями, а с реальными. Струя воды подается с силой до нескольких атмосфер, а ликвидировать очаг возгорания можно только умелыми действиями аварийной партии. Офицер Ю. Мозолевский в считанные минуты опросил у воинов обязанности по действиям при объявлении учебно-аварийной тревоги, сказал несколько напутственных слов. Со стороны могло показаться несколько странным то, что он с заметной долей безразличия выслушал ответы опытных воинов коммунистов С. Левичева, П. Сергиенкова и других, с особым пристрастием задавал дополнительные вопросы довольно бойко отвечавшему матросу С. Шалаеву, в то время как не заметил явные погрешности в ответах матроса В. Клища. Но так могло казаться только со стороны. На самом же деле у офицера был строгий, заранее продуманный и не раз выверенный на предыдущих тренировках расчет, который преследовал вполне понятную цель: создать атмосферу деловитости и полного доверия среди членов аварийной партии, без которой трудно выполнить в подобной ситуации поставленную задачу. Как оказалось впоследствии, у офицера были все основания доверять воинам. Специалисты высокого класса, они не раз подтверждали свою репутацию, проявляя находчивость, а порой и мужество в критических ситуациях. «Умеет повторять себя в учениках» - эти слова командира подводной лодки о коммунисте Мозолевском являются одновременно и красноречивой оценкой мастерства его подчиненных. Не без намерения он был придирчив и к матросу Шалаеву: молодой воин с большой настойчивостью взялся за освоение специальности, с помощью коммуниста С. Левичева досрочно сдал на допуск к самостоятельному управлению боевым постом, и конечно же, дополнительные вопросы были для него своего рода публичным признанием успехов, тем более, что участвовать в настоящем «бою» ему предстояло впервые. Не так просто обстояли дела у матроса Клища. С первых дней ему трудно давалось изучение устройства корабля, в знании специальности были серьезные пробелы и естественно, что перед тренировкой он испытывал вполне объяснимое волнение. - Учебно-аварийная тревога! Пожар в отсеке, горит распределительный щит номер... Последние слова офицера совпали с появлением языков пламени. Чуть раньше в отсеке распространился резкий неприятный запах горящего соляра. Обстановка усложнилась тем, что из-за короткого эамыкания под угрозой выхода из строя оказалось «электрооборудование корабля». Первым оценил обстановку комсомолец В. Мирошниченко. Не теряя времени, он обесточил распредщит. В наступившей полутьме слабо мерцали лампочки аварийного освещения, и оставалось только удивляться, как руководитель умудрялся держать в поле своего зрения действия каждого воина. - Матрос Малков «потерял сознание!», - распорядился руководитель. Фактически отстранив Малкова от тренировки, офицер преследовал еще и воспитательную цель. Служит моряк на корабле второй год, а подняться выше специалиста третьего класса не сумел. К тренировкам по борьбе за живучесть относится с прохладцей, считая их второстепенным занятием. Но мнением коллектива дорожит, не в его привычке подводить товарищей. Поэтому сейчас, когда в трудную для каждого члена аварийной партии минуту он оказался не только не у дел, но и автоматически его обязанности начал выполнять комсомолец Л. Шова, не трудно угадать, какие чувства переживает воин. - «Погиб» командир аварийной партии! - поступила неожиданная вводная из центрального поста. Трудно представить офицера, минуту назад бывшего в центре события, в роли стороннего наблюдателя. Да он и сам только усилием воли удерживается от консультаций. - Слушай мою команду! -по голосу мы сразу узнаем старшину 1 статьи Мирошниченко. - Матросу Клищу выяснить причину возгораний!.. И хотя обязанностей у каждого прибавилось воины успешно справляются с поставленной задачей. - Отбой Учебно-аварийной тревоги! Офицер приступает к анализу тренировки, отмечает отличившихся, недостатки и промахи в действиях воинов. Прошел очередной день боевой учебы. Еще на одну ступень шагнуло мастерство североморцев.
Лейтенант И. АНФЕРТЬЕВ.
"Знамя Родины" № 1 от 1 января 1979 года.
|
|