Главная Знамя Родины Здесь встречаются два моря

Здесь встречаются два моря
          Автор: Колечкин Р.    08.06.1991 09:37          

ПО РОДНОМУ КРАЮ 

 

ЗДЕСЬ ВСТРЕЧАЮТСЯ ДВА МОРЯ 

 

 


В БУХТЕ...                                                                 Линогравюра В. Мухачева

 

     Человек появился на Мурмане недавно. Считают, что это произошло всего несколько тысяч лет назад. Стоянки нового каменного века встречаются во многих местах побережья, есть одна и недалеко от Гремихи. Коренным населением этого края является небольшой саамский народ, имеющий свою древнюю историю, свой язык и культуру. Сурова и неприветлива эта земля. Редкого путешественника заносила сюда судьба, поэтому и нет о них точных письменных источников, а слухи были фантастичны и противоречивы. Саамы вели полукочевой образ жизни. В тупах (саамская изба) на зимних погостах они жили обычно с октября по май, а к весне перебирались в устье рек на рыбную ловлю. Одним из таких погостов, расположенных у мыса Святой Нос, в устье реки, был погост Иоканьга. Поселение это одно из самых старых на побережье. Название этого поселка в источниках трактуется по-разному - это Йоканьга, Йоканка, Йовк-йок и т. д. Местные жители объясняют название поселка по-разному. Одни из них говорят, что оно произошло из двух саамских слов: йок - река и ангы - пологий склон, а другие считают, что от слов: Йок - река и каин, кеайн - зимняя дорога, утверждая, что ездили они по реке с зимнего погоста на летний и наоборот. Глубоко впадающая в берег Иоканьгская бухта, закрытая от моря грядой островов, являлась удобным местом для летнего лова рыбы и стоянки судов. Впервые упоминается этот погост в писцовых книгах Алая Михалкова и дьяка Василия Мартемьяновича в 1611 году. При переписи населения саамов Йоканьгского и Семиостровского погостов у Алая Михалкова так сказано о их хозяйственной жизни: «Ловят они в реках красную рыбу семгу, а на озерах всякую белую рыбу, часть угодий отдают они на откуп приезжим людям двинянам и колянам, да они же на лесу и на тундре зверя бьют и на море в весну рыбу ловят, тем себя и кормят». Оленеводство же на восточном побережье Кольского п-ва развивается только во второй половине XVII века, оставаясь, однако, побочным занятием. В начале XVII века саамы Йоканьги были еще язычниками, принявшими крещенье только в двадцатых годах XVIII века. С этого времени резко возрастает гнет Йоканьгских саамов со стороны Русского государства и духовных феодалов. В меру своих возможностей жители сопротивлялись наступлению феодалов, требуя прекращения насилий даншиков и уменьшения дани. «В 1642 году Йоканьгские саамы жаловались, что из Кольского острога зимой и летом приезжают к ним в погосты данщики и стрельцы человек по 10 и более дважды и трижды в год и бьют их на правеже беспощадно. повторно взыскивая дань, требуя себе подарков и подвод, и их вяжут и, связав мечут зимой на мороз, а летом сажают на ледники» (И. Ф. Ушаков. Кольская земля, стр. 111).
     Подавая челобитные, саамы угрожали обычно, что в случае отказа удовлетворить их требования, они уйдут за рубеж. Царское правительство, чтобы не допустить ухода саамов, выдавало им охранные грамоты. Но никакие грамоты и предупреждения не могли надолго защитить саамов от притеснений чиновников, а с 1658 года и от притеснений монастырей, когда Понойский и Йоканьгский погосты, имевшие 80 веж и 127 налогоплательщиков, царь Алексей Михайлович пожаловал в вотчинные владения двум монастырям - Воскресенскому и Крестному. Примером усилившейся эксплуатации служит «Выдержка из челобитной Понойских и Йоканьгских саамов патриарху Питириму 1673 г.».
     «Бьют челом ему: великому господину святейшему Питириму патриарху, лопари и бобыли, что присылают к ним из Кольского острогу воеводу сотников стрелецких и стрельцов и приставов и высылают их в Кольский острог для городовой поделки и правят на них езды и кормы и подводы большим правежом без пощады, и чинит им продажи и убытки великие, и что у них на промыслах какова зверя и рыбы застанут и то отнимают насильством и связав бьют и мучат и всякое надругательство чинят... и от тех Кольских присылок и от продаж и разоренья присылыциков лопари и бобыли от промыслов своих и юртов отстали, живут убегаючи по болотам и по лесам и по озерам». (Сборник грамот Коллегии экономии Т-2, Л-1929, 490).
     Проходили века, а доля лопарей оставалась той же - однообразной, бессмысленный тяжелый труд и вопиющая бедность. Ставшее наиболее активным хозяйственное освоение края в XVII - XVIII веках, привело к тому, что саамы начали заниматься оленеводством и применять огнестрельное оружие на охоте. Но по-прежнему они вели полукочевой образ жизни, а развитие оленеводства не способствовало переходу к оседлости. Перепись 1785 года указывает, что из 4713 оленей понойским саамам принадлежало 1866, семиостровским - 1295, ловозерским - 166, кильдинским - 178. На остальные 12 погостов, в том числе и Йоканьгский, приходилось 1000 оленей. Оленеводство носило в основном натуральный характер. Для основной массы саамов главным источником средств существования являлась рыбная ловля. Около 70 процентов взрослых саамов занимались тресковым промыслом и почти все озерным и речным. О том, как жили Иоканьгские саамы в начале XIX века, хорошо описано Ф. П. Литке, проводившем гидрографические работы в Йоканьгском заливе летом 1822 года. Федор Петрович Литке впервые подробно описал Йоканьгские острова, берег, жизнь и быт местных жителей. Описывая Йоканьгский погост, Литке упомянул, что он «состоит из 11 веж, в коих обитает до 60 душ лопарей обоего пола. Вежи сии - суть составленные из валежника и хвороста и покрытые дерном и мхом конуса, имеющие в основании от 3 до 4 аршин, а в высоту от 2,5 до 3 аршин. Небольшое отверстие наравне с землею служило исходом дыму. Посреди вежи складывался из камней очаг, около которого они греются, варят на нем кушанье и пекут хлеб». (Ф. П. Литке. Четырехкратное путешествие на военном бриге «Новая земля». Ч. 1, стр. 244, Лениздат, 1948)
     В эти годы жители Иоканьги уже систематически общаются с другими поселениями побережья, сбывают прибывающим в июне купцам рыбу, жир, оленьи кожи, пушнину, птичье перо и пух, меховые изделия. Приобретая в обмен муку, сукна, топоры, ножи, долота, рыболовную снасть, порох и т. д. Подтверждением постоянного общения с русскими людьми служит описание одежды жителей погоста Иоканьга. приведенном Ф. П. Литке в своей книге. Вот что он пишет: «Мужчины ходят в суконных полукафтанах на большей части синего цвета, исподнем платье, в суконных чулках и башмаках; женщины - в сарафанах и кокошниках или платках на голове».
     Поселок наш находится недалеко от узкого и длинного мыса Святой Нос, где сталкиваются холодные воды Белого моря с теплым течением Баренцева моря. Это страшное для поморов место именуется сувоем. Редкий моряк рисковал проходить через эту границу двух морей. Поэтому у самого основания косы на несколько верст были уложены деревянные катки. По этому наволоку неоднократно ходил на тресковый промысел и М. В. Ломоносов. Жители Йоканьги, общаясь в летний период с поморами, перенимали у них опыт добычи рыбы, обменивали пушнину на снасти и изделия из металла. В сентябре Иоканьгские саамы откочевывали к озерам и возвращались на зимний погост, расположенный в лесу, вверх по реке. Первоначально погост был расположен в самом устье реки, но в июне 1854 года объединенная англофранцузская эскадра в составе 7 кораблей, следуя к горлу Белого моря, сожгла и разграбила Йоканьгский погост. Это разбойничье нападение сохранилось в памяти жителей и передавалось из поколения в поколение. А. Ф. Захаров, передавая рассказ своей матери, говорит: «Пришли корабли с норманами, разграбили, сожгли погост и поубивали всех, кто не успел убежать.» С тех пор Йоканьгский погост, ранее расположенный в самом устье реки, был перенесен вверх по течению на несколько километров. Разоренные нападением англо-французской эскадры, жестоко эксплуатируемые царскими чиновниками, обираемые купцами-скупщиками, жители влачили жалкое существование.

 

Р. КОЛЕЧКИН.

 

 

"Знамя Родины"
№ 35-36    от 8 июня 1991 года.

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.