Главная Знамя Родины «К-3» - последний поход

«К-3» - последний поход
          Автор: Кап. 3 ранга Яковлев А.    06.11.2002 21:38          

 

 «К-3» - ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД

 

 

     Такая уж судьба у первых - входить в историю. Первая атомная отечественная подводная лодка - «К-3» («Ленинский комсомол»).
Именно о ней раньше знал чуть ли не каждый школьник, хотя за много лет военно-промышленный комплекс страны построил сотни других атомных субмарин.
     О советском атомоходе, первым вломавшем лед Северного полюса, было написано немало. Вспоминаются многократно растиражированные, отретушированные цензурой, фотографии исторического момента всплытия АПЛ «К-3» посреди ледяной пустыни на макушке Земли.
     Вспоминается почтовая марка с художественным изображением «Ленкома» на Северном полюсе. Помнится: владением такой маркой в своей коллекции гордились мальчишки, увлекающиеся филателией.
     Исторический журнал корабля. Листая и перечитывая его, ощущаешь прикосновение к истории. Вот, например, восьмой раздел, страница номер шесть: собственноручная запись первого космонавта Земли Ю.А.Гагарина, сделанная им во время посещения, корабля одиннадцатого декабря 1965 года: «Дорогие товарищи! Высокое имя носит ваш замечательный корабль. Мы желаем Вам новых успехов, новых побед. Здоровья и счастья».
     Годы летят быстро... «ТРОЙКА», как ласково называют моряки «К-3» («Ленинский комсомол»), достойно отморячила почти тридцать лет и в 1988 году была выведена из боевого состава ВМФ.
     Вопрос о том, что она должна стать музеем, был поднят уже тогда (Директива КСФ от 09.09.88 г.). За почти 15 лет стоянки у причала в Гремихе проблема эта то поднималась, то снова затихала. Все упиралось в трудности с финансированием. В очередной раз взялись за осуществление этих планов в рамках подготовки к празднованию 300-летия Российского флота. В 1994 году довелось побеседовать с тогдашним командиром «Ленкома» капитаном 1 ранга Л.Бондаренко, который рассказал, что в штаб соединения еще около года назад пришли документы под обнадеживающим названием «План организационных и технических мероприятий по созданию мемориала АПЛ «К-3 ». План этот включал в себя семнадцать пунктов, в которых были учтены все нюансы по дальнейшей судьбе корабля.
     Леонид Витальевич, как командир корабля, отработал все указания и доложил о готовности его АПЛ к буксировке к месту вечной стоянки.
     Однако уже тогда командир высказал свое недоумение по поводу того, что в то время, когда в планах «К-3» готовят сделать музеем, ему почему-то приходят документы, предписывающие демонтировать - с последующей сдачей на склад - часть оборудования «Ленкома». (!)
     Между тем несомненно, что вся ценность любого экспоната, в том числе такого огромного, как ПЛ - в его первозданности. Необыкновенная аура корабля заключается в том, что каждая кнопка, каждый прибор хранят в себе тепло многих поколений подводников, служивших на героическом первенце атомного флота.
     Увы, но последующие годы не пошли на пользу сохранению внутренних помещений ПЛ в том виде, в котором подводники 60-х - 80-х покоряли моря и океаны.
     В конце мая 1998 года в Гремихе торжественно отметили 40-летие атомного флота России. Приехало много гостей, одним из центров внимания которых была АПЛ «К-3». Ее посещали, возле нее фотографировались, здесь говорили речи, высказывая надежду на возрождение флота, на то, что «Ленком» необходимо сохранить для потомков.
     Прошло четыре года. В августе-сентябре 2002 года в Гремиху прибыло спасательное буксирное судно Северного флота СБ-406, а также мощнейший плавкран ПК-7500, грузоподъемностью 500 тонн. И в гарнизоне начались работы по переводу АПЛ, отслуживших свой век, к месту их разделки «на иголки».
     Вторая в очереди - АПЛ «К-3».Все работы по подготовке буксировки и ее осуществлению вели: заместитель начальника - главный инженер УПАСР СФ капитан 1 ранга Е.Смирнов, врио начальника отдела подъема затонувших объектов 40 ГНИИ МО РФ кандидат технических наук капитан 2 ранга А.Краморенко, начальник службы содержания кораблей утилизации ФГУП «10 СРЗ» МО РФ И.Пономарев, заместитель командира дивизиона соединения специальных судов капитан 3 ранга Н.Дурицин. Буксировка «мертвой» АПЛ на расстояние порядка двухсот миль -дело серьезное. Поэтому после совещания представителей СПМ БМ «Малахит», ЦКБ МТ «Рубин», УПАСР СФ, других организаций, технический проект буксировки и его разработка был поручен 40-му ГНИИ МО РФ, а воплощением его в жизнь занялось УПАСР Северного флота.
     Главная задача буксировки - ее безопасность.
     Дабы обеспечить должную остойчивость «К-3», к корпусу ее закрепили два огромных понтона, каждый весом по 117 тонн. Кстати, эти же понтоны участвовали в работах по подъему АПРК «Курск». В результате «объятий» двух понтонов «тройка», в основном ее носовая часть, всплыла из воды на один метр двадцать сантиметров, обнажив на корпусе многолетние наросты морских организмов.
     Экипаж лодки под командованием капитана 2 ранга Л.Тищенко готовился к серьезному испытанию в своей жизни, ведь подводникам предстояло в течение всей буксировки (около трех суток) находиться внутри корпуса субмарины, регулярно отслеживая его герметичность. При этом следует учесть, что лодка полностью обесточена и температура в ней близка к нулю. На всякий экстренный случай возле рубки ПЛ закрепили ПСН-10 (плот спасательный надувной, рассчитанный на 10 человек - как раз весь экипаж).
     К 19-му октября 2002 года работы были завершены, корпус «К-3» жестко поддерживали понтоны, на носу приварен рым для ограждения «гуляния» буксировочного троса, закреплен баллер руля и т.д.
     30 лет в Гремихе для «Ленкома» позади. Этот день подарил гарнизону солнечную и ясную погоду. В полдень в небе над рейдом, отражаясь в зеркале моря, застрекотал вертолет с командующим Северным флотом на борту. Вскоре адмирал Г.Сучков уже осматривал корпус ПЛ, тут же, на ходу, общаясь с руководителями буксировки. Наконец «добро» на ее начало было получено. Правда, в планы перехода резко вмешалась непредсказуемая гремиханская погода: поднялся ветер, море заштормило.
     Возможность буксировки выдалась ровно через неделю, 26 октября 2002 года.
     На причале был построен личный состав соединения ПЛ. 14 часов 45 минут. Отдаются швартовые концы, за кормой буксира СБ-406 «вскипает» вода, натягивается трос, соединяющий его с ПЛ «К-3» и она медленно начинает отваливать от причала. 15 часов 00 минут. Оркестр грянул «Прощание славянки», «Варяг».
     Подводники спешат сфотографироваться на фоне удаляющегося первенца атомного флота. Они стремятся хотя бы в фотографиях запечатлеть память о знаменитой на весь мир подводной лодке.
     Ведь, к сожалению, до сих пор ни у кого из них нет полной уверенности - будет ли «К-3» мемориалом, или ее ждет судьба собратьев, отправившихся «на иголки».

 

Капитан 3 ранга А.ЯКОВЛЕВ
фото из архива

 

ПРОЩАЙ «ТРОЙКА»! 

 

 

"Знамя Родины"
№ 29 (6355)   от 6 ноября  2002 года.

 


 
«Подумай, может это интересно и твоим друзьям тоже? Поделись, не жадничай...»
cs-nsk

Только зарегистрированные пользователи могут добавить свой комментарий.