Подготовьте малыша к появлению в доме нового питомца
Начните показывать малышу животных во время прогулок или наведайтесь в гости к друзьям, у которых дома живут зверята.
Есть несколько универсальных правил «знакомства» с кошками и собаками: присядьте вместе с малышом на корточки перед животным и протяните свой палец или ладонь. Если кошка потёрлась об него, а собака уткнулась мордой в ожидании «почесушек за ухом», то это можно расценивать как согласие животного к дальнейшему взаимодействию. Возьмите ладошку ребёнка в свою и нежно погладьте пушистого друга.
Важно:
Научите ребёнка правилам гигиены при общении с животными: после прикосновения к ним надо тщательно помыть ручки. Объясните, что нельзя целовать животных, спать с ними и есть из одной тарелки.. Вместе посмотрите добрые мультики о дружбе людей и животных
Вот топ от ФрутоНяни:
Вместе посмотрите добрые мультики о дружбе людей и животных. Вот топ от ФрутоНяни:
- Бобик в гостях у Барбоса. В нём звучит легендарная песенка «Человек собаке друг»
- Леди и Бродяга
- Балто
- Котёнок по имени Гав
- Мультсериал «Жизнь с Луи». Эпизод «Рыбка по имени Перец»
- Приключения попугая Кеши
- Варежка
- Фердинанд
Зачем это нужно?
Не всегда взрослые правильно понимают зачем нужно то или иное действие. Через правильное отношение к животным формируются такие чувства:
- милосердие;
- сочувствие;
- сострадание;
- любовь.
Даже если ребенок растет в частном доме, где выращивают животных на мясо, он должен видеть правильное отношение к продуктивным животным. Козы или телята должны хорошо есть, содержаться в чистоте, получать корм и заботу.
Если завести дома котенка или щенка, то ребенок привяжется к нему, будет с ним играть и любить его. Через такого друга легче объяснить, что такое боль и почему нужно проявлять аккуратность. Если ребенок проявляет жестокость к животному, намеренно причиняет боль и равнодушен к боли — это очень плохой признак. Желательно посетить с малышом психиатра, так как это может стать первым проявлением проблем.
Как научить малыша бережно относиться к животным
Как научить малыша относиться к животным бережно? Кроме личного примера, есть еще способы прививать детям хорошее отношение к питомцам.
Во-первых, следует объяснить малышу, что животные – живые существа, умеющие чувствовать и понимающие отношение. Расскажите, что бездомная кошка не хуже домашней, просто ей не нашлось любящих хозяев. И она в этом не виновата, ее нельзя за это обижать.
Ни в коем случае не отплачивайте ребенку тем же: ударил кошку – ударю тебя. Разъясняйте ребенку без применения репрессивных мер и наказания, что к животным нельзя относиться плохо. Ребенок начнет бояться вас, решит, что относитесь к нему хуже, чем к животным, и обозлится еще больше. Многие дети вымещают злобу и обиду на бездомных кошках и собаках. Не отстраняйтесь от детей, чтобы такого не происходило.
Маленькому ребенку всегда нравится заботиться о тех, кто меньше него. Не случайно дети любят возиться с малышами, помогать им ходить, кушать, играть. Они чувствуют себя взрослыми в таких ситуациях. Именно такую версию можно предложить и для заботы о животных. Расскажите малышу, что кошка маленькая, что она не умеет разговаривать и ей нужно помогать. Объясняйте малышу вероятное поведение животного. Скажите, что кота нельзя тянуть за хвост, потому что ему будет больно, и за это он может оцарапать обидчика и даже укусить. Дети обычно хорошо запоминают подобные истории, прислушиваются к ним.
Учимся заботиться о животном, быть ответственным и счастливым
Ошибка № 3: категорически неприемлема фраза: «Мы купили тебе собаку (кошку), а теперь, если не будешь заботиться, то мы ее выкинем». Так вы воспитываете в ребенке чувство безответственности и сознание, что можно легко отказаться от трудной ситуации и от своих обязанностей. Этот сценарий он благополучно перенесет во взрослую жизнь.
Составляем новый режим дня
Желательно, четко обговорить обязанности, которые по силам будут малышу в уходе за животным. В первое время контролируйте и помогайте, не уставайте объяснять и подсказывать, поддерживайте сына и дочку.
Если проявите себя не обвинителем и ожидающим со злорадством, когда ребенку надоест питомец, а другом, то с удивлением заметите, что ваше чадо все чаще откладывает гаджет в сторону и даже лучше учится, ваш любимый сынок или доченька стали более спокойными, старательными и вежливыми.
Режим дня позволит четко организовать ребенка. Он привыкнет к новому распорядку и будет знать, что, например, утром ему нужно встать на 20 минут раньше и выгулить собаку
Поэтому и вечером он научится ложиться раньше.
Важно объяснять детям, что у животного также могут быть: отсутствие аппетита, плохое настроение, недомогание. В этот период его лучше не тревожить
Так вы научите малыша понимать, что такое «личное пространство».
Не берите на себя все обязанности по уходу. Покажите, как грамотно убрать за животным, покупать его, если это предусмотрено, как и чем кормить. Дайте ребенку почувствовать себя значимым и умелым, чаще хвалите и увидите его счастливые глаза.
Если ребенок начинает отлынивать от обязанностей, то не стоит грубить и говорить: «Я так и знала, что этим закончится, тебе нельзя ничего доверить». Наоборот, снова и снова объясняйте, учите в уважительной форме, что домашнее животное — живое существо
Если о нем не позаботиться, то оно будет болеть.
В основном, дети быстро осваиваются в роли старшего друга и с удовольствием проявляют заботу и внимание. Впоследствии первых своих кошек или собак вспоминают с улыбкой и ностальгией
Но это лишь говорит о том, что взрослые повели себя правильно.
Участвуем в процессах активно
Если есть свободное время, то проведите его с детьми и домашними животными. Можно сделать фотосессию, которую ребенок с удовольствием и гордостью продемонстрирует перед одноклассниками.
Если допущены ошибки в уходе, то не проявляйте равнодушие, а найдите хорошие источники информации и изучите все подробности. Вы можете вместе с малышом зарегистрироваться на форуме любителей животных данного вида (породы) и активно участвовать в различных обсуждениях.
Важно: задача каждого взрослого следить за гигиеной ребенка, приучить после общения с животным мыть руки. Особенно недопустимо, чтобы животные спали в одной постели с детьми
Чтобы избежать возникновения конфликтных ситуаций, сразу обговорите данный вопрос, с самого начала приучите питомца к своему месту для отдыха.
Внимание: обязательно предварительно изучите все меры безопасности при общении с животным, а также возможные заболевания, разносчиком которых оно может являться. Вполне возможно, что ваш сын или дочь поймут впоследствии, что собаки и кошки — не совсем их призвание, но при этом они никогда не бросят слабое и беззащитное животное, будучи взрослым человеком; научаться заботиться и отвечать за жизнь и благополучие подопечного; приобретут в вашем лице близкого друга; увидят и осознают, что они многое умеют и могут справиться со сложным поручением
Вполне возможно, что ваш сын или дочь поймут впоследствии, что собаки и кошки — не совсем их призвание, но при этом они никогда не бросят слабое и беззащитное животное, будучи взрослым человеком; научаться заботиться и отвечать за жизнь и благополучие подопечного; приобретут в вашем лице близкого друга; увидят и осознают, что они многое умеют и могут справиться со сложным поручением.
Но может быть и другой сценарий: ваш малыш полюбит питомца, да и вы тоже, что привнесет в ваш дом радость и счастье, теплую атмосферу и взаимопонимание. Именно домашнее животное часто разрушает стену накопившихся претензий, конфликтов и обид между детьми и взрослыми, и делает их по-настоящему близкими людьми.
Приемы воспитания
У ребенка 4-5 лет нужно вырабатывать бережное отношение к животным. Для этого с ним читают сказки, где главными героями выступают разные звери. Произведение нужно обсуждать с малышом и задавать ему наводящие вопросы.
Например, можно рассказать стих А.Дмитриев «Бездомная кошка». В нем идет речь о животном, которое лишилось дома и очень расстраивалась из-за этого, он случайный прохожий предложил ей пожить у него.
Примерные вопросы:
- Почему кошке плохо жить на улице?
- Нужен ли животному дом?
- Как ей можно помочь?
С ребёнком обсуждают недопустимость безответственного обращения с животными. Питомцев нельзя выбрасывать, выпускать гулять без присмотра. Объясняют это тем, что кошка или собака могут сломать лапу или погибнуть.
Как научить детей любить животных
Любой жестокий поступок по отношению к животным ещё не является знаком того, что этот человек непременно превратится в маньяка-убийцу. Маленькие дети, не отстающие в умственном развитии, и чьё естественное любопытство может привести к травмам или даже гибели животного, в процессе правильной воспитательной работы научатся с ними гуманно обращаться.
Однако, если ребёнок намеренно запирает животное, бьёт его после своей ссоры с родителями, или получает удовольствие, когда наблюдает, как то мучается, — это очень тревожные сигналы того, что необходимо профессиональное вмешательство. Особенно это относится к той ситуации, когда достаточно умственной зрелости, чтобы понимать, что он совершает плохой поступок — и всё равно намеренно его совершает.
Даже если ребёнок сам не был свидетелем или жертвой жестокого обращения, не во всех детях присутствует врождённый инстинкт осторожного и бережного обращения с братьями нашими меньшими. Как воспитывать в детях любовь к животным:
Как воспитывать в детях любовь к животным:
С самого раннего детства показывайте своим примером, что нужно относиться к животным и их ареалу обитания с уважением. Объясняйте, что с любым — большим или маленьким, милым на вид или неприглядным — нужно обращаться бережно
Рассказывайте детям, что животным так же, как и людям необходим дом, еда, и почему так важно беречь природу.
Если вы завели в доме питомца, научите ребёнка притрагиваться к нему нежно, не хватать, не щипать, не тянуть. Объясните, почему нужно гладить пушистого зверька по шерсти, чтобы не раздражать особо чувствительные зоны на его коже
Потянуть за хвост — довольно соблазнительно для детей, особенно для тоддлеров. Объясните малышу, что хвост — это не поводок и не ручка, за которую можно держаться. Используйте простые слова: «Котёнка нельзя тянуть за хвост. Погладь его нежно». Иногда малыш становится слишком возбуждённым, когда гладит своего питомца, и поглаживания переходят в удары. Опять же, используйте слова и покажите, как мягко нужно прикасаться.
Никогда не бросайте в животного предметы, не кричите ему в морду, не пытайтесь напугать его, даже играючи. Некоторые дети считают, что напугать своего кота или собаку — это забавно. Нужно понимать, что для животного это может быть опасно.
Покажите ребёнку язык тела животного, научите распознавать сигналы его дискомфорта. Объясните, что если оно напугано, то может начать защищаться. Если животное пытается убежать, никогда не бегите ему вдогонку. Рычание или шипение — это очевидные знаки испуга.
Если у вас есть возможность, наблюдайте за дикими животными, не прикасаясь к ним. Гуляя с ребёнком по лесу, загляните под камешки, посмотрите, как живут под ними сороконожки или жуки. Посидите тихо и понаблюдайте, как взаимодействуют между собой белки, птицы, как садятся на цветки бабочки. Это чудесное ощущение — постараться вместе с ребёнком понаблюдать и послушать окружающую нас природу, а также это хорошее упражнение для детей по выработке самоконтроля и сдерживании своего поведения.
Рассказывайте об ареалах обитания насекомых, птиц, рыб, животных; живая природа — это дом для миллионов особей, живущих в лесах, на лугах, в воде. Огромная часть воспитания уважительного и заботливого отношения к животным — это воспитание заботливого уважения к местам их проживания. Когда мы засоряем окружающую среду, или ломаем ветки, мы приносим урон жилищам представителей животного мира.
Посещайте с детьми питомники для зверей (включая некоторые зоопарки). Не все зоопарки являются ужасными тюрьмами, во многих не содержат зверей в клетках, а максимально воссоздают их естественную среду обитания и являются для них реабилитационными центрами. Мы против контактных зоопарков, поэтому не советуем их посещать.
Узнавайте вместе с детьми как можно больше о живой природе — смотрите документальные фильмы. Отличным примером могут быть серии «Планета Земля», созданные БиБиСи. Детям необходимо учиться заботиться о братьях наших меньших — через такое образование они вырастают неравнодушными и сильными личностями, которые пронесут любовь и заботу об окружающей природе через всю жизнь.
Автор — Ольга Селецкая,
Фото с nastol.com.ua
Что делать если у ребенка аллергия на животных?
Многие семьи сталкиваются с проблемой: что делать, если у ребенка начинается аллергия на животных? Обычно аллергия бывает на шерсть животных, перья, запах, издаваемый их рецепторами (если это какие-то экзотические животные).
Если питомец еще не заведен, следует посоветоваться с врачом, пройти необходимое обследование и оценить риски. Доктор может прописать препараты, которые могут справиться с первыми симптомами, но будет ли организм дальше справляться с реакцией? Если нет, то с питомцем придется расстаться. Поэтому лучше подумать и обсудить этот вопрос с ребенком, прежде, чем приводить в дом собаку или кота.
Что делать, если в доме, где появился малыш, уже есть питомец? Оцените риски и примите решение. Можно на время изолировать животное, понаблюдать за здоровьем и реакцией малыша.
Устанавливаем правила общения с животными
Маленькие дети ещё не понимают, что рыжий Барсик или лохматый Джек — не игрушки и очень хорошо всё чувствуют. А ещё у малышей нет опыта правильного взаимодействия с животными. Следствие этого — расцарапанные руки и кот с перепуганными глазами. Идите на шаг впереди ребёнка и учите его правилам общения с четвероногими друзьями. Всё подкрепляйте собственным примером.
Например, вы можете сказать: «Папа не дёргает нашего Ваську за хвост, потому что знает — Васе будет неприятно. Лучше давай мы погладим его по голове вот так и вместе сделаем ему новую мышку на верёвочке» — и скорее всего малыш отреагирует на ваше предложение с радостью.
Запаситесь терпением — вам нужно будет каждый день показывать крохе, что значит уважительно и бережно обращаться с животным.
Как подготовить ребенка к появлению питомца в доме
Можно ли подготовить ребенка к тому, что в доме появится питомец, и как это сделать лучше? Обычно дети сами просят «завести кошечку, собачку, хомячка, рыбок ну или хоть кого-нибудь». Такие просьбы могут говорить о том, что ребенку не хватает общения и внимания, а также о том, что у малыша слишком развита потребность заботиться о ком-нибудь. Особенно если этот «кто-нибудь» уже есть у друзей и подруг.
Перед тем, как дать согласие на приобретение животного, взрослые должны серьезно поговорить с малышом и разъяснить все тонкости ухода за животным и жизни с ним.
Понятно, что большинство детей пропускают эту информацию мимо ушей и соглашаются на все-все-все. Но когда проходит неделя совместной жизни с питомцем, запал начинает пропадать. Уже не хочется вставать по утрам и выгуливать собаку, надоедает мыть ей лапы после прогулки, хочется посидеть с подружками или сходить куда-то с друзьями «без хвоста».
И тогда начинаются родительские упреки: а мы тебе говорили, а мы тебя предупреждали, а ты был согласен на все, а сейчас…
Поэтому перед тем, как завести питомца, лучше спросить мнение все членов семьи, ведь когда-то им придется выполнить обязанности по уходу за ним.
Сейчас популярен сервис, когда животное можно взять на время и понять, каково это, жить с ним, ухаживать, выгуливать, кормить. Если удобно, можно воспользоваться такой услугой.
Биофилия
Биофилия. Врождённая тяга к живому как связь человека с другими биологическими видами. Книга на русском языке.В 1984 году биолог Э. О. Уилсон представил идею «биофилии» — врождённой близости человека к другим живым существам. Много воспитателей узнавали это сродство в маленьких детях и включали в работу общее соображение — предоставление естественных материалов в класс (таких как растения и цветы), создание зоны игры с характеристиками природных ландшафтов. Это обеспечивает множество увлекательного игрового времени для детей (особенно если добавить к ландшафту и природным материалам фигурки животных).
Дети любят, когда преподавателями и воспитателями допускаются длительные периоды игрового времени в естественных условиях, которые полны жизни. «Биоцентрический» подход к раннему развитию и образованию означает больше, чем просто предоставление возможностей для игры на природе. Он может — и должен — включать в себя возможности для детей общаться с живыми животными.
В отличие от взрослых, которые ценят животных за то, что они могут обеспечить полезные продукты (еда, кожа, шерсть), или то, как они могут служить нам (в качестве компаньонов), дети, как правило, ценят животных просто потому, что они есть. Они признают внутреннюю ценность животных — просто потому, что они живые существа, они важны.
Дети могут играть с домашними животными, обитателями контактного зоопарка, животными живых уголков и даже просто с соседским котом, который всегда бродит по двору, или собакой-дворняжкой. Эти существа могут зажечь у маленьких детей любовь к животным на всю жизнь.
Но встречи с дикими животными — совершенно особенные.
Когда у детей есть возможность увидеть дикую природу, открывается совершенно новый мир чудес. И животные для этого не должны быть большими или экзотическими: даже обычные дикие существа, такие как утки, белки и птицы на заднем дворе, принесут детям острые ощущения.
Дикие животные обладают определёнными качествами, которые делают их загадочными и увлекательными для детей. Их дома отличаются от наших и строятся самими животными, человек им не помогает, а они выживают. Дикие животные должны искать свою собственную пищу, и они едят «странные вещи», таких как жучки и черви. У них есть особые способности, такие как полёт, рытьё и скалолазание (о которых дети часто фантазируют), и сами животные выбирают, когда и где их видят дети, а не наоборот.
Когда дети находятся на открытом воздухе и видят дикое животное, например, уток на озере в парке, или когда они входят в пространство животного (природа, лес), они чувствуют себя счастливыми. Как будто их пригласили в особый мир. Для ребёнка дикое место, лесистый парк или даже просто школьный двор, где есть возможности для наблюдения за дикой природой, становится возможностью развить в себе врождённую любовь к животным.
Растущий объём исследований показывает, что дети, которых поддерживают в любви к животным, как правило, обобщают эту любовь и к другим живым существам, таким как растения и природа в целом. Исследования также показывают, что, когда детей поощряют заботиться о животных, они становятся более чувствительны и заботятся о других людях. Таким образом, поддерживая любовь детей к животным, вы помогаете воспитывать важные чувства связи и сопереживания всему живому.
Многие педагоги беспокоятся, что дети будут кричать, гоняться за животными. Это правда: дети, скорее всего, будут делать именно так! Это нормально, это часть того, как дети учатся играть со своей собственной силой и исследовать уязвимость природы и себя. Правда в том, что дети делают всё это, чтобы учиться. Они хотят знать, что произойдёт, если я…, и лучший способ узнать это — попробовать. Когда они видят влияние своего поведения на животных, они узнают о своих собственных возможностях и влиянии, которое они оказывают. Например, если ребёнок преследует семью уток, он узнает, что утки будут стараться уйти подальше
Просто не забудьте подойти к управлению поведением ребёнка как можно более положительно, правильно и осторожно направляя и объясняя
Поддержка детей в их растущей осведомлённости о живых существах и интерес к животным может привести к более глубоким чувствам сопереживания, более позитивным отношениям в классе и социально-эмоциональному развитию. Поскольку дети имеют опыт общения с животными, они узнают о различиях и сходствах, потребностях (например, в пище, жилье, воде и пространстве), а сострадание и сопереживание начинают расти и углубляться.
Не обязательно покупать домашнее животное
Конечно, если речь идет об экзотических видах животных, то их можно только купить. Но подавляющее большинство детей мечтают о кошке или собаке. Покупать их не следует по многим причинам, главная из которых то, что 95 % кошек и 75 % собак — бездомные. Если приютить бродячее животное или взять его из приюта, вы сделаете благое дело и навсегда обретете верного друга. Это может быть маленькое или взрослое животное. Расскажите ребенку, почему вы решили взять питомца из приюта, научите сопереживать животным.
Не рекомендуется заводить дорогостоящие породы животных. Они требуют тщательного ухода, профилактических процедур, ветеринарного наблюдения и прочих вложений. Ребенку же нужен друг, без родословной и звучного названия.
Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят
Почему французские дети хорошо себя ведут: восемь методов их воспитания
Похудела: чем пожертвовала София Тарасова ради «ВИА Гры» (новые фото)
Практика
В 4-5 лет ребенок еще не может сам полностью ухаживать за животным, но он может помогать это делать. Например, менять наполнитель у хомячка или вычесывать кошку. В таком возрасте нельзя ждать, что малыш будет полноценно обслуживать питомца, поэтому задания нужно делать посильными.
Перед тем как заводить питомца родителям нужно хорошо все обдумать. Ведь большая часть ухода будет на них. Поэтому лучше отдавать предпочтение маленьким питомцам — хомякам, морским свинкам, попугаям, крысам, возможно, кошкам.С первых дней малыша учат правильному обращению с животным. Родители объясняют, что его нельзя дергать, бить, пугать и таскать за хвост. Делать это нужно не в ультимативной форме, а через подробные объяснения. Например, понимание того котенку больно позволяет развивать у ребенка эмпатию.
Формировать сочувствие можно через настольные игры. Например, делаются карточки с разными поступками и у малыша спрашивают является то или иное действие допустимым. При этом ребенок должен рассуждать, а не отвечать наобум.
От отношения к животным зависит то, как человек будет относиться к другим людям.
Формируем культуру бережного отношения ко всему живому
Всё начинается с малого. Расскажите ребёнку, что сирень у дома или любимая яблоня на даче у бабушки — тоже живые. Они растут, реагируют на солнце, холод, недостаток воды, а также на правильный уход и заботу.
Заинтересуйте малыша: вместе сядьте разглядывать маленьких жучков на прогулке, нюхайте цветы, не срывая их. Если ребёнку захотелось усадить маленького муравья на палец, то предложите вместо этого посмотреть дома мультик про насекомых или обучающее видео.
Навык наблюдения очень важен для ребёнка. Так он будет познавать мир без вторжения на территорию живого существа. Это очень важная ступень на пути к гармоничным отношениям с домашними животными.
Мы выбрали три фильма, которые помогут вам рассказать ребёнку о простых чудесах, которые таит в себе природа. Посмотрите их сами, без малыша.
- Семь лет в Тибете
- Дом (2009, режиссёр Ян Артюс-Бертран)
- Завтра (2015, режиссёры Мелани Лоран и Сирил Дион)
Нельзя тискать животное
Животные понимают, что перед ними ребенок, и относятся к нему более снисходительно. Тем не менее, и маленьким детям и ребятам постарше следует объяснять, что дергая питомца, сжимая и тиская, они причиняют ему боль. Кроме того, если животное маленькое, это может быть опасно для него, точно так же, как и для ребенка, если вдруг питомец решит укусить. Предложите ребенку представить ситуацию, при которой его самого постоянно бы дергали, тискали и сжимали в объятиях.
Редкий кадр: Викторя Исакова показала подросшую дочь от Юрия Мороза (новое фото)
Бразилец проезжает 36 км на велосипеде ежедневно, чтобы отвести любимую домой
Отказать или согласиться завести животное в доме — вот в чем вопрос
С самого начала процесса уговариваний ребенка завести котика или собачку, а именно так все и будет происходить («ведь у всех одноклассников есть уже животные»), родителям необходимо отключить эмоции и эгоизм. Другое дело, как подойти к вопросу о необходимости принятия животного в свой дом, и на каком остановить свой выбор.
Разговор по душам
Попытайтесь выделить время и провести с ребенком беседу на тему: зачем именно ему потребовался питомец. Ни в коем случае не отмахивайтесь от сына и дочери, ведь некоторые дети действительно привязаны к животным, а в будущем становятся отличными ветеринарами, дрессировщиками или даже работниками зоопарков
Долг родителей — вовремя развить талант и поддержать своего ребенка.
Если же малыш или подросток просто повторяет за сверстниками, и не осознает всей важности решения, то придется объяснить, что собака и кошка, хомяк и рыбки, попугаи — это не просто забавные существа, а живые организмы, которым нужно уделять очень много сил и времени.
Еще одна причина — ребенку катастрофически не хватает внимания, ему одиноко по разным причинам. Он ищет друга и «родственную» душу, чтобы гладить и обнимать, чувствовать верность и любовь.
В этом случае маме и папе срочно необходимо подумать, не пора ли отложить в сторону дела и заняться своим самым близким человеком: сходить на прогулку, почитать вместе книгу, просто попить чай на кухне и посекретничать
В этом случае, возможно, и животное не будет так необходимо. Малыш просто почувствует себя нужным в семье.
Если все же чадо упорно твердит, что без питомца жить больше не может, а в глазах стоят слезы и мольба, то придется родителям перейти к следующему этапу.
Ошибка № 1: ни в коем случае не говорите малышу: «Мы тебе купим собаку, а ты не будешь ей заниматься. Хомяки храпят, а морская свинка дурно пахнет. Ты за собой не можешь убрать, куда тебе еще животное».
Такими фразами вы лишаете детей возможности прожить и получить свой опыт, понять: что же такое — домашнее животное? А еще вы подсознательно составляете своему чаду сценарий неудачника и неряхи.
Выбираем животное
В этом вопросе поможет интернет или книги. Следует рассмотреть все варианты, которые сможете осилить: собаку большой породы или только совсем маленького хомячка. Начните с небольшого животного, которое не потребует огромных усилий, особого дополнительного внимания и больших затрат.
Прочитайте вместе с ребенком всю возможную информацию про зверька или птичку: стоимость, прививки и кормление, размножение, поведение. Иногда это интересно даже серьезным взрослым, а заодно проведете лишний час с сыном или дочерью.
Здесь желательно выбрать твердую позицию, если вы впервые решили приобрести живность в дом. Не следует выбирать дорогостоящих животных редких пород, требующих особого ухода, или же просто опасных для детей (собаки бойцовские, экзотические животные). Остановитесь на таком животном, чтобы ребенок смог с ним гулять на улице и убирать за ним.
Выучите повадки и режим дня будущего питомца
Важно, впишутся ли новые хлопоты в распорядок домочадцев в квартире. Даст ли питомец выспаться ночью перед рабочими буднями
Есть много животных, которые не спят по ночам, потому что природой это время суток предусмотрено для охоты (например, все та же шиншилла).
Всю калькуляцию, стоимость клетки, поводка, корма обговаривайте с ребенком: он должен научиться понимать, что животное — это немалые затраты, и вы готовитесь принять в дом не игрушку, а члена семьи.
Ошибка № 2: не относитесь к приобретению животного, как к похоронам. Таким образом вы манипулируете ребенком и заставляете его чувствовать себя виноватым. Постарайтесь объяснить, что будет трудно привыкнуть, но вы будете вместе заботиться о зверьке и все получится.
Важно: на вас, как на взрослом, лежит двойная ответственность. Если отношения у малыша и зверька не сложатся по каким — то причинам, именно вы должны подумать, что с ним дальше делать
Есть ли место, где его примут, ведь животное не должно страдать. Но эту мысль озвучивать сначала не нужно.
Аллергия, малыши и животные
От того, как малыш будет взаимодействовать с живой природой, во многом могут зависеть его дальнейшие отношения с миром и самим собой
Поэтому родителям следует уделить этому особое внимание. Но не всегда удаётся такие воспитательные моменты подкрепить реальным общением малыша с животными.
Проконсультируйтесь с педиатром и убедитесь в том, что у крохи нет противопоказаний: аллергии или других патологий иммунной системы. Порой аллергия на шерсть животных, корм для рыбок, перья птиц возникает непредсказуемо, даже у тех малышей, у которых раньше не было подобных реакций.
Если при этом четвероногий друг уже живёт с вами, то представляете, каким стрессом для ребёнка может обернуться расставание с ним. Поэтому обязательно обсудите ваше решение вместе с доктором малыша и взвесьте все за и против.
Причины детской жестокости
Как правило, дети, которые жестоко обращаются с животными, были свидетелями или жертвами жестокого обращения. Статистика показывает, что 30% детей, являвшимися свидетелями домашнего насилия, поступают подобным образом с животными (Joni E Johnston Psy.D. Children Who Are Cruel to Animals: When to Worry. – Psychology Today. April 27, 2011).
Связь между насильственным поведением внутри семьи и жестокостью ребёнка настолько явная, что во многих странах проводятся совместное обучение сотрудников обществ защиты животных и сотрудников органов, борющихся с насилием в семье. Тренинги направлены на распознавание знаков жестокого обращения с животными как возможных индикаторов насильственного обращения в окружении ребёнка.
Причины жестокости могут быть разные:
- любопытство (например, котёнка убили, чтобы посмотреть, что внутри — обычно такие мотивы присущи ребёнку с задержкой психического развития);
- жестокость под давлением сверстников, чтобы быть принятым в их группу;
- из-за скуки или депрессии;
- привязанность к питомцу (ребёнок убивает его, чтобы предотвратить дальнейшие муки своего любимца);
- ребёнок боится животных;
- ассоциация животного со взрослым, который обижает (мучая, ребёнок испытывает чувство возмездия за свои обиды);
- проявление посттравматической игры (например, «проигрываются» эпизоды насилия с животным-жертвой);
- подражание насильственному поведению взрослых, «дисциплинируя» питомцев таким же способом, как его дисциплинируют родители (шлепки, пинки, крик, угрозы);
- использование животного, чтобы нанести травмы самому себе;
- это может быть «репетицией» насильственного поведения по отношению к людям;
- или средством эмоционального насилия (например, травмировать щенка своего брата, чтобы посеять страх в брате).
Детская жестокость
Нередки случаи разного рода проявлений детской жестокости по отношению к живым существам. В глазах ребенка насекомые — это никчемные существа. Взрослые к ним относятся отрицательно — мух ловят, тараканов травят, комаров хлопают. Если вы делаете это на глазах ребенка, поясняйте, почему вы вынуждены так поступать. К примеру, в доме эти насекомые наносят вред человеку, но в живой природе имеют право обитать. Наша планета огромна, на ней есть место не только для человека, а также для жучков, пауков и других насекомых. Если они не вредят нам, то имеют полное право на существование.
Если дети дошкольного возраста грубо обращаются с кошками и собаками, следует объяснить им, что животное, защищаясь, может укусить или оцарапать. После чего ребенка необходимо увести в сторону. За жестокость по отношению к животным нужно наказывать так же, как за агрессивное поведение к другому человеку. Оптимальным наказанием будет временная изоляция, чтобы ребенок осмыслил свой проступок, родителям же следует напомнить, что нельзя обижать ни людей, ни животных. Время объяснения должно быть кратким, но информативным, и длиться не более 20-30 секунд.
Типы жестоких детей
Чтобы понять серьёзность проблемы в развитии личности ребёнка и в соответствии с этим выбрать правильные педагогические меры коррекции, следует распознавать типы жестоких детей.
Экспериментатор, возраст от 1 до 6 лет. Как правило, это дошкольник, который не понимает, что животные чувствуют боль, могут страдать, и с ними нельзя обращаться, как с игрушками. Может быть, это первый питомец, которого подарили ребёнку, и у него ещё нет достаточного опыта по уходу.
Что делать в таких случаях? В определённой степени, это зависит от возраста и уровня развития ребёнка. Объясните, что питомца нельзя обижать, бить, также как нельзя обижать или бить других детей. Учите быть добрым и заботливым по отношению к животным и младшим.
Взывающий о помощи, от 6 до 12 лет. Он понимает, что бить животных нельзя. Его жестокое обращение с ними — это не результат пробелов в знаниях. Скорее, это симптом более глубокой психологической проблемы. Как уже было отмечено выше, ряд исследований показывают прямую связь детской жестокости с неблагополучием в семье и жестоким обращением с самим ребёнком.
Что делать? В таких случаях необходима профессиональная помощь, здесь нельзя полагаться только на родителей в коррекции такого поведения. Это абсолютно ненормально — преднамеренно жестоко обращаться с животными.
Отклонения в поведении, 12+. Подростки, которые обижают животных, почти всегда вовлечены в другие асоциальные действия — наркотики, криминальные группировки. Иногда жестокое обращение идёт рука об руку с принадлежностью к девиантной группе сверстников (жестокость совершается, как часть ритуала «посвящения» в группу, или как результат давления со стороны сверстников). Подросток может быть жестоким от скуки, или чтобы обрести ощущение власти и контроля.
Что делать? Немедленно обратиться за профессиональной помощью. Если это возможно, включите в свою группу поддержки хороших друзей, членов семьи, учителей.