Подростковый суицид: как распознать опасность

Что делать, если вы думаете, что ваш близкий хочет покончить с собой?

Между мыслями и серьёзными попытками лежит целая пропасть, до действий так никогда может и не дойти. Однако если вам кажется, что ваш близкий хочет покончить с собой, то вот несколько советов:

  1. Поговорите с человеком прямо. Задавайте простые вопросы, узнайте причины его поведения, настроения. Разговор должен быть построен дружеский, искренний и добрый, без нравоучений и обвинений. Задавайте вопросы откровенно, без наводящих и каверзных предложений.

  2. Нельзя недооценивать ситуацию. Если вам кажется, будто кто-то неспособен на самоубийство — это неправда. Решиться может любой человек, в самое неожиданное время. Поэтому угрозы покончить жизнь самоубийством, пусть даже самые призрачные пускать на самотёк нельзя.

  3. Относитесь серьёзно к причинам суицида. Даже если причина, по которой человек больше не хочет жить вам кажется смешной и нелепой, это не значит, что для него это не вопрос жизни и смерти. Если вы не поддержите собеседника, а начнёте его поучать — скорее с вами больше не поделятся сокровенными мыслями. Поэтому старайтесь заверить, что вы все понимаете, но уверены, что в этой ситуации можно найти выход. Не спорьте, а предлагайте свою помощь.

  4. Занимайте позицию активного слушателя. Люди с суицидальными мыслями часто страдают от сильного чувства одиночества, отчуждения. Они очень остро нуждаются в обсуждении больных для себя тем: своей боли, горя, отчаяния. Предоставьте возможность выговориться. Слушайте, вникайте, постарайтесь определить истинные мотивы поведения.

  5. Никогда не спорьте и не учите. Если начать объяснять последствия его смерти в виде расстроенных родственников или позора на всю деревню, в ответ можно получить ещё большую подавленность, обиду и даже агрессию человека. Выиграть спор у вас вряд ли получится, а вот потерять человека запросто.

  6. Утешать надо правильно. В этом случае противопоказаны варианты: “Нашёл из-за чего умирать. Мне бы твои проблемы”; “Да ладно тебе, всё пройдёт и наладится”; “Всё будет хорошо”. Все эти высказывания не имеют ничего общего с утешением, наоборот, усугубляют чувство собственной беспомощности и ненужности.

  7. Предложите ценные и конструктивные советы, если можете. Подумайте вместе, как можно решить данную ситуацию, предложите конкретные действия. Возможно есть знакомые, которые помогут или есть опыт решения таких проблем.

  8. Вселяйте надежду честно и убедительно. Поговорив о конкретной печали, вы можете внушить близкому, что трудные периоды временны, а жизнь вернуть не получится. Укрепляйте силу и возможности страдающего, приводите блестящие примеры его побед в прошлом, расскажите свой похожий опыт и как вы с ним справились, если он готов и хочет вас выслушать. Надежда — это вера в жизнь, в доброе, во всё хорошее, что было и будет.

  9. Никогда не оставляйте человека один на один с суицидальными мыслями. Проводите как можно больше времени с ним, попросите друзей или знакомых с ним посидеть.

  10. Обращайтесь к специалистам. При всём искреннем желании помочь, человек, вряд ли, сможет вылечить близкого от депрессии или суицидальных мыслей. Для такого уровня проблемы необходим психотерапевт и психиатр. Не бойтесь, не стесняйтесь обращаться за помощью. Суицидальную угрозу недооценивать нельзя. В наше время существуют не только частные, но и государственные клиники, которые могут оказать психологическую помощь. Используйте все возможные ресурсы, ведь “на кону” жизнь человека.

  11. Оберегайте, дарите любовь и заботу. Даже если страшная трагедия миновала, ваш близкий успокоился и как будто забыл про смерть, вы забыть это не имеете права. Окружайте его заботой, продолжайте наблюдать за поведением. По статистике половина суицидентов совершают повторные попытки лишить себя жизни спустя три месяца. Поэтому нужно быть начеку.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.

При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,
  • оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства — ему срочно нужна помощь,
  • оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, — это может служить основанием для тревоги,
  • внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,
  • не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.

Самоповреждения у детей и подростков

По словам медицинского психолога Центра им. Г.Е

Сухаревой Михаила Александрова, важно обратить внимание на тот факт, что самоповреждения могут появиться не только у детей или подростков, а у человека любого возраста, пола, положения в обществе, социальной принадлежности. Повреждения могут наноситься как с целью самоубийства, так и без нее. В некоторых случаях селф-харм является симптомом психического расстройства, которое важно лечить и наблюдать у врача-психиатра

В некоторых случаях селф-харм является симптомом психического расстройства, которое важно лечить и наблюдать у врача-психиатра. К сожалению, дети и подростки не всегда могут справиться со сложными душевными переживаниями, особенно если что-то болезненное случается в их детской жизни (развод родителей, смерть близких, травля, крупные ссоры с друзьями и т.п.)

Тогда некоторые из них пробуют заменить боль душевную на боль физическую

К сожалению, дети и подростки не всегда могут справиться со сложными душевными переживаниями, особенно если что-то болезненное случается в их детской жизни (развод родителей, смерть близких, травля, крупные ссоры с друзьями и т.п.). Тогда некоторые из них пробуют заменить боль душевную на боль физическую.

Родителям важно помнить, что самоповреждающее поведение у ребенка – это никогда не норма. Оно требует внимания, немедленного реагирования и коррекции, так как существует реальная угроза для жизни и здоровья

Популярные статьи  Как укрепить ногти в домашних условиях

Существуют различные современные теории, которые пробуют давать объяснение причинам самоповреждающего и суицидального поведения. Одна из таких теорий – био-психо-социальная модель, которая говорит о том, что на появление симптомов влияет всегда совокупность факторов – биологических, психологических и социальных одновременно. Поэтому в лечении подобной проблематики должно быть обязательно сочетание специалистов, работающих с биологией человека, его психикой и психологическим состоянием, а также с ближайшим окружением.

Признаки самоубийцы

Как распознать и вовремя оказать помощь человеку, который хочет попасть в иной мир? Как определить первые “звоночки” и правильно среагировать? Эти вопросы волнуют многих людей.

Суицид — страшная и тяжёлая тема. Своим ужасом она затрагивает почти каждого человека. Каждый из нас испытывает страх собственной смерти, смерти детей, страх перед неопределённостью или бессилием. Как бы неприятно было говорить об этой теме, говорить о ней нужно. Потому что предотвратить суицид всё-таки можно. Для этого разберём основные признаки самоубийцы, особенности поведения, которые игнорировать нельзя:

  1. Человек открыто рассуждает о смерти и желании умереть.

  2. Иногда или с определённой периодичностью заявляет, что он “в тупике”, у него безысходная ситуация, его мучат невыносимые боли и тяжёлые переживания.

  3. Человек переживает и упоминает про своё одиночество.

  4. Присутствует чёткая уверенность, что он обуза для многих.

  5. Замыкается в себе, перестаёт общаться с родными, близкими, друзьями.

  6. Стал употреблять алкоголь или наркотики.

  7. Нарушается сон, есть проблемы с аппетитом. Сильный набор или потеря веса.

  8. Резко меняется настроение, поведение тревожное и безрассудное.

  9. Ищет способы покончить жизнь самоубийством: покупает таблетки в больших количествах, читает или смотрит статьи на эту тему, покупает оружие.

  10. Пытается завершить все “земные” дела. Раздаёт свои вещи, пишет завещание.

  11. Человек с психическими расстройствами может жаловаться на ощущение угрозы извне. Ему могут слышаться голоса, преследующие его везде и принуждающие к каким-либо действиям.

Это не весь список, а только основные и распространённые признаки. Более того, они могут встречаться далеко не у всех. Лучшим способом будет поговорить по душам, а следом обратиться к специалисту.

Рекомендации родителям

Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе.

Родитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

Родителям можно рекомендовать:

  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…»;
  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы. 

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий огромную роль играют родители

Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.

Типы и виды суицидального поведения

В психиатрии существует множество классификаций суицидального поведения. Разберём самую популярную, в которой суицид разделяют по его цели. Выделяется три вида: истинный, демонстративный и маскированный.

  • Истинный. В данном случае все действия чётко спланированы и продуманы. Решение принимается не спонтанно, оно долго обдумывается. Целью является собственная смерть, которая чаще всего достигается.

  • Демонстративный. Действия направлены на привлечение к себе внимания. Цель — быть услышанными и замеченными, получить помощь. Окончательным результатом смерть не планируется, является больше представлением. Однако, нередки случаи, когда план не срабатывает и наступает летальный исход. Например, подросток пытается достучаться до родителей и преднамеренно выпивает огромное количество таблеток, но находится дома и рассчитывает, что его вовремя спасут.

  • Маскированный. Больше касается подростков, которые самоубийство совершить не могут и понимают, что это в корне неверно. Тем не менее косвенным способом пытаются свести счёты с жизнью. Например, участвуют в экстремальных видах спорта, драках, ездят на больших скоростях, принимают запрещённые препараты.

Признаки самоубийства у подростков

Чем отличается поведение подростков, которые задумали покончить с собой? В этом возрасте понятие смерть не осознаётся в полной мере. Для подростка она воспринимается несерьёзно, как своего рода сон. Согласно исследованиям, только 10% подростков реально хотят покончить с собой, остальные желают просто добиться необходимого внимания к себе родителей.

Главная особенность подросткового суицида в том, что ребята не могут адекватно оценить его последствия. Они уверены в своём спасении, а также ждут, что после таких действий, родственники поймут свои ошибки и начнут вести себя как-то по-другому. Импульсивность и юношеский максимализм, очень часто приводит к тому, что подросток принимает решение покончить с собой, когда реальных причин для самоубийства попросту нет.

Подростки склонны к рискованному поведению, им нужно определить границы дозволенного

Иногда нарушение этих границ может привести к смерти по элементарной неосторожности.. Как определить по поведению ребёнка, что он хочет покончить с жизнью?

Как определить по поведению ребёнка, что он хочет покончить с жизнью?

  • Подростки в основном ведут себя открыто, прямо заявляя: “Мне всё надоело. Не хочу больше жить”; “Пусть я лучше я умру, всё равно никто не заметит”. Могут обсуждать с родителями тему суицида.

  • Часто интерес к этой теме проявляется в виде просмотра кино, сериалов со смертельным подтекстом. Подросток может читать статьи в интернете о самоубийствах, их методах.

  • Отображать своё настроение и тему окончания жизни он может в рисунках, стихах, песнях. Это мрачные, чёрные зарисовки, грустные и печальные стихотворения, рвущая душу, музыка с печальным смыслом.

  • Ребёнок начинает вести себя отчуждённо, перестаёт совсем, или меньше общается со сверстниками. В целом, поведение может не отличаться от обычного, он также посещает школу. В общении с родителями ведёт себя агрессивно, грубо. Делает попытки уйти из дома или грозится этим.

  • Перестаёт следить за внешним видом, может начать увлекаться опасными видами спорта, быстрой ездой.

  • Подросток выглядит усталым, вялым. Настроение меняется часто, от агрессивных криков до плача и рыдания.

  • У него пропадает мотивация, нет желаний и целей. Он больше не ждёт Новый год или день рождения.

  • Снижается школьная успеваемость, функции мышления и внимания. Развиваются серьёзные проблемы со сном, пищеварением.

Суицидальное поведение детей и подростков

Некоторое время назад в подростковой среде появился специальный термин «эскейп», что можно перевести на русский язык как «красиво уйти из жизни». Нажал кнопку и вышел из программы, как на компьютере. Появление подобных сленговых выражений, как правило, указывает на особую актуальность темы жизни и смерти у современных подростков.

Популярные статьи  Как быстрее пережить все стадии горя после смерти близкого человека

По словам Анастасии Ильиной, медицинского и семейного психолога Центра им. Г.Е. Сухаревой, в 80% случаев попытка самоубийства совершается дома и, как правило, в дневное или вечернее время. В большинстве случаев самоубийство – это крик о помощи для родных и близких. Удивительно, но подростки решают покончить жизнь самоубийством, но также одновременно отчаянно хотят достучаться до родных и близких любой ценой, чтобы получить поддержку, помощь или выразить свое несогласие с чем-либо.

Суицидальное поведение, как правило, редко случается одномоментно и импульсивно. Для того, чтобы человек пришел к суицидальным мыслям, а тем более перешел к активным действиям необходимо время, а также ухудшение внутреннего состояния или внешней ситуации. Каждый такой этап может протекать от нескольких минут до нескольких месяцев, а иногда и лет.

Выделяют следующие этапы развития суицидального поведения:

  1. Антивитальные переживания. То есть подросток может думать или произносить вслух фразы, например, «моя жизнь потеряла смысл», «все плохо», «я никому не нужен», «я никому и не интересен», «жизнь как существование»  и т.п.
  2. Пассивные суицидальные мысли. У подростка появляются мысли – «хочу заснуть и больше не просыпаться», «хочу, чтобы меня сбила машина», «вот если бы меня не было…» и т.п.
  3. Активные суицидальные мысли. Подросток начинает интересоваться и искать информацию про способы самоубийства, процесс,  минусы и плюсы того или иного способа и т.д.
  4. Суицидальные замыслы, формирование намерения. Подросток разрабатывает план действий: определяет место, время и способ. Ищет и готовит средства для его осуществления, а также принимается решение о поступке.
  5. Суицидальная попытка. Подросток совершает попытку суицида. Она может оказаться завершенной и незавершенной, в случае которого подросток может дальше предпринимать попытки и менять способы.
  6. Постсуицид.

К основным мотивам суицидального поведения можно отнести:

  • протест,
  • призыв,
  • избегание,
  • самонаказание,
  • отказ от жизни.

«Призыв»и «протест»среди подростков являются наиболее «популярными»из них.

Андрей Личко, известный и уважаемый советский психиатр, профессор, к наиболее частым причинам суицида в подростковой среде относит следующие:

  • потеря близкого и любимого человека,
  • хроническое переутомление и усталость,
  • уязвленное чувство собственного достоинства,
  • употребление психоактивных веществ.

Что делать взрослым?

Можно выделить две противоположные друг другу реакции со стороны родителей, встречающихся чаще всего:

  • Сверх эмоциональная реакция, истерика, высокая тревога и паника со стороны родителей
  • Безэмоциональная реакция, отрицание/игнорирование проблемы, обесценивание, критика в адрес ребенка, насмешки со стороны родителей

Внимание! Ни одна из выше перечисленных реакций НЕ ПОМОГАЕТ решать и предотвращать проблемное поведение ребенка/подростка и даже наоборот часто усугубляет самоповреждения и суицидальные проявления

Взрослым очень важно не пропустить «первые звоночки» самоповреждающего и суицидального поведения, вовремя оказать помощь, поддержать ребенка и при необходимости обратиться к специалистам

Взрослым очень важно не пропустить «первые звоночки» самоповреждающего и суицидального поведения, вовремя оказать помощь, поддержать ребенка и при необходимости обратиться к специалистам

Телефоны экстренных служб психологической помощи

Если вы попали в ситуацию, в которой человеку угрожает серьёзная опасность, звоните 112.

Существует круглосуточный телефон доверия 8-800-2000-122

Для жителей столицы есть психологическая помощь МЧС России 8-499-216-50-50

Если с вами поделились тайными желаниями свести счёты с жизнью, не оставайтесь равнодушными и не храните такие секреты. Сообщите родственникам и близким, предложите помощь специалистов.

Запомните важную вещь! Тот, кто намеревается совершить самоубийство, всегда сомневается в правильности своих действий. Это значит, что есть все шансы помочь человеку удержаться от непоправимых шагов, а в дальнейшем отказаться от них навсегда. Суицид — это не выход из проблемы, это выход из жизни.

Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вас или вашего близкого посещают мысли о самоубийстве, проконсультируйтесь со специалистом!

Риски суицидального поведения

Всем попыткам добровольно уйти из жизни предшествует депрессия, уход в себя, отстранение от окружающих и мира. Человек становится апатичным, вялым, неразговорчивым. Теряется интерес ко всему происходящему. Депрессия может проявляться различными расстройствами, в том числе физической болью разной локализации, нарушениями сна, пищеварения.

Поведение может быть также продиктовано психотическими переживаниями. В состоянии психоза человек может слышать голоса, которые требуют от него немедленно выпрыгнуть с окна.

Желание покончить собой, которое не увенчалось успехом, часто приводит к серьёзным заболеваниям. В первую очередь это физические травмы, переломы, глубокие порезы, повреждения внутренних органов. Во многих случаях человек оказывается прикованным к инвалидному креслу и очень ограничен в передвижениях. Возвратиться к прежней жизни абсолютно здоровым даётся далеко не каждому.

Что касается психического здоровья, то здесь наблюдается психопатологическое развитие личности, что приводит к высокой социальной дезадаптации.

Какие мысли в голове будущего самоубийцы

Многие люди, услышав, что кто-то закончил жизнь самоубийством, задаются одним и тем же вопросом: “Какие мысли были у него в голове”; “О чём он думал в тот самый момент, когда решился”; “Что ощущают эти люди”. Когда в жизни человека всё происходит размеренно и спокойно, его душа и тело работают исправно, ему очень сложно представить, что же должно сподвигнуть другого нанести себе смертельный вред.

Принявший решение покончить с жизнью, в большинстве случаев подвержен тоннельному мышлению и воспринимает суицид, как единственный выход из сложившейся ситуации и решение всех проблем разом. Самые популярные эмоции, которые испытывают в такие моменты люди — это:

  • Чувство собственной вины за что-то или в чём-либо.

  • Гнев, злость, ярость, желание отомстить. Такие чувства преобладают у подростков. У молодых ребят присутствуют ещё такие мысли —»Я обуза. Я никому не нужен. Я мешаю всем”

  • Горе, уныние, печаль, тоска настолько сильно ощущается, что справится с ними в одиночку человек не в силах. Сильная эмоциональная боль.

     

  • Страшные физические боли, например, связанные с тяжёлым течением болезни.

  • Потеря смысла жизни, ощущение бессмысленности происходящего, собственной никчёмности. Уверенность, что всё плохо, и лучше уже никогда не будет.

  • Чувство безысходности. Человек чувствует, что попал в западню. Это может быть как физически, так и эмоционально.

Заметив подобные мысли или слова у своего ребёнка, родственника, друга, нельзя оставаться равнодушным. Возможно, уже сейчас он обдумывает план по сведению счётов с жизнью.

Особенности суицидального поведения детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.

Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.

Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни. 

Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:

  • изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
  • беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
  • безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков

Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь

Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями. Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.

Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:

  • недостаток сна или повышенная сонливость; 
  • нарушение аппетита;
  • признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
  • усиление чувства тревоги, печальное настроение;
  • признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
  • неряшливый внешний вид;
  • усиление жалоб на физическое недомогание;
  • склонность к быстрой перемене настроения;
  • отдаление от семьи и друзей;
  • излишний риск в поступках; 
  • выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
  • открытые заявления: «Ненавижу жизнь»; «Не могу больше этого выносить»; «Жить не хочется»; «Никому я не нужен».

Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.

Выводы

Таким образом, в ходе анализа доступных источников о зарубежном опыте можно выделить некоторые актуальные тенденции в разработке и применении программ профилактики суицидального поведения подростков и молодежи:

системный подход — вовлечение всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов);

рост исследований по оценке эффективности применяемых программ; доказательный подход к особенностям содержания и внедрения программ;

применение цифровых технологий для повышения доступности программ (мобильные приложения, дистанционное консультирование специалистами и интернет-диагностика посредством новейших цифровых технологий);

объединение усилий специалистов, сотрудничество ряда программ и инициатив (сочетание нескольких типов профилактических программ для повышения эффективности превентивных мер);

законодательные инициативы (например, национальные программы превенции суицидов), предписывающие обучение сотрудников и организацию профилактики;

использование в практике применения программ постулата о том, что необходимо не только минимизировать факторы риска развития суицидального поведения, но и укреплять факторы защиты (антисуицидальные факторы);

большинство программ профилактики пропагандируют (в том или ином контексте, с учетом социально-культурного, этнического аспектов) среди адресатов программы (и широкого круга лиц в целом) важность психического здоровья, необходимость обращения за помощью для нуждающихся в ней;

повышение осведомленности, информированности подростков и молодежи о психическом здоровье, а также предоставление безбарьерного доступа к ресурсам помощи (например, медицинским), что играет даже более важную роль в превенции суицидального поведения, чем обучение педагогов и родителей.

Также стоит отметить, что авторы, анализирующие эффекты превенции, считают, что для более адекватной оценки профилактических программ у специалистов должна быть возможность сравнения, систематизации этих программ в контексте единой методологии, единого структурированного набора мероприятий. Однако на практике это невозможно вследствие культурных, социальных, экономических и прочих различий в разных регионах .

ВОЗ подчеркивает, что основная проблема при оценке эффективности профилактических программ связана с трудностью отнесения наблюдаемых результатов или конечных эффектов именно к проводимым мероприятиям, поскольку существует множество других факторов, оказывающих воздействие на частоту самоубийств .

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Подростковый суицид: как распознать опасность
5 способов показать свои чувства мужчине