Упражнения для профилактики снижения умственной работоспособности

Как физическая активность влияет на здоровье?

С чем же связано столь важное положительное влияние трудовой деятельности на состояние здоровья людей — речь идет, конечно, о посильной, а не изнуряющей монотонной работе? Исчерпывающего и обоснованного ответа на этот вопрос современная физиология еще не имеет. Пока что это достоверный факт, внушающий очевидное доверие косвенными доказательствами, проверенный временем

Одно из объяснений данного вопроса состоит в следующем. В результате своего труда каждый человек получает какой-то положительный результат

И важное психологическое свойство, сопровождающее эти моменты и благоприятнейшим образом отражающееся на состоянии нервной системы, является наличие положительных эмоций. 

Это более контрастно выглядит на фоне праздного времяпрепровождения и безделья. Нечем заменить лодырю моральное удовлетворение от своей работы, ничто не заменит лодырю моральный стимул, который человек получает при завершении своей работы и получения ожидаемого результата в любом виде: изготовленный чайник, деталь мотора к машине или сочиненная музыка.

Следует иметь в виду и то, что трудовая бездеятельность нередко ведет к порочным увлечениям, антисоциальным поступкам. Не будучи занят творческой работой, человек может попасть в мир вредных, ненужных и вообще-то чуждых разумному человеку.

Классически показан пример такого непревзойденного тунеядца и лодыря Илюши Обломова в русской литературе. Весь стиль жизни этого барина лишал его возможности любого стремления к активной деятельности. Полусонное, ленивое, предававшееся вечно обжорству царство, окружавшее его, настраивало постоянно на один лад — ничегонеделанье. Итог — стереотип с детства сформированного поведения на столько прочно усвоился в его сознании и представлениях, что его в последующем уже ничто не может изменить. 

Ничем не интересующийся, рано дряхлеющий и быстро стареющий человек, большую часть жизни спящий или полусонный после обильного обеда.

А рядом И. А. Гончаров приводит пример антипода энергичного, преуспевающего Андрея Штольца, с детства воспитавшего в себе стремление к активной деятельности. Не анализируя социальную значимость этих персонажей для тогдашнего времени, отмечаем только то, что общечеловеческая психологическая значимость привычек и в семье, в обществе, особенно в раннем возрасте, показана очень рельефно.

Не имеет смысла сопоставлять разные виды труда, отдавать предпочтение одному перед другим в отношении степени их «доброкачественности» для здоровья. Из всех существующих профессий, наряду с материальными факторами на выбор какой-то определенной влияют и психологическая особенность человека. 

Профилактика

Профилактика умственного переутомления заключается в разумном подходе к организации рабочего расписания

Важно объективно оценивать свои силы, уровень профессионализма и мотивации, чтобы избегать перегрузок, которые приводят к хронической усталости и стрессу.. При появлении признаков переутомления необходимо упорядочить режим дня, включить в него физическую активность, культурные развлечения и занятия, которые вызывают положительные эмоции

Если этих мер профилактики снижения умственной работоспособности недостаточно, необходимо найти время для отпуска или задуматься о смене деятельности.

При появлении признаков переутомления необходимо упорядочить режим дня, включить в него физическую активность, культурные развлечения и занятия, которые вызывают положительные эмоции. Если этих мер профилактики снижения умственной работоспособности недостаточно, необходимо найти время для отпуска или задуматься о смене деятельности.

4.Факторы риска для развития синдрома хронической усталости

  • гипертрофированное чувство ответственности, не позволяющее даже в выходные дни или на отдыхе «отключиться» от работы;
  • нарушения в цикле активность — релаксация, продолжительная трудовая деятельность без выходных и отпусков;
  • изменения артериального давления, метеозависимость;
  • проблемы в личной жизни;
  • хронический дистресс;
  • пренебрежение здоровым режимом жизни,;хаотичное чередование приёмов пищи, сна; невозможность уделить хоть сколько-нибудь времени увлечениям и хобби, общению с близкими;
  • непонимание, одиночество, замкнутость;
  • чрезмерное погружение в виртуальный мир, угасание интереса к реальной жизни на фоне усиления зависимости от удалённого общения и средств массовой информации.

Почему мозг стареет

Первая причина — оксидативный стресс. Во всех клетках происходят биохимические процессы, в результате которых накапливаются продукты жизнедеятельности. В норме они утилизируются и выводятся из клетки. Но с возрастом некоторые процессы утилизации нарушаются, а количество отходов в клетке увеличивается, в том числе накапливаются свободные радикалы.

Это — нестабильные атомы, повреждающие оболочку клетки, клеточные органы и ДНК. Их накопление приводит к оксидативному стрессу — процессу, когда из-за избыточного окисления повреждаются клетки и ее внутренние структуры.

Оно нарушает структуру ДНК внутри ядра клетки и митохондрии — энергетическом центре клетки, где накапливается множество структурных ошибок. Это приводит к повреждению, гибели и неправильной работе нейронов головного мозга.

Вторая причина снижения умственных показателей в старости — изменения синапсов. Это — нервные связи, которые соединяют нейроны между собой. С возрастом у людей снижается плотность синаптических щелей, а чем меньше связей между нейронами, тем медленнее протекает умственная деятельность, например, запоминание или обучение новому навыку. При этом пожилой человек может выполнить задачу так же хорошо, как и молодой, но ему понадобится больше времени на обдумывание и принятие решений.

Третья причина — демиелинизация. Отростки нейронов покрыты веществом миелином, благодаря ему электрический импульс проходит с большой скоростью от клетки к клетке. С возрастом миелина становится все меньше, из-за чего скорость передачи нервного импульса замедляется.

Вместе эти причины дают следующий результат — с возрастом мозг уменьшается в размере, снижается объем серого и белого вещества, нарушается передача нервного импульса. Все это ухудшает умственные способности.

Сколько и как нужно отдыхать

Труд обязательно предполагает другое понятие, неразрывно с ним связанное, — отдых, так как любая деятельность человека сопровождается расходом энергии, физической и умственной. Если процесс труда будет проходить на пределе энергетических ресурсов организма или при их истощении — это не может не отразиться вредно на состоянии здоровья, не говоря уже о низкой продуктивности труда.

Перерывы в любой деятельности нужны для устранения монотонности, однообразия труда — главного фактора утомления. При всей интересности работы занятие однотипными делами, а у подавляющего числа людей она носит такой характер, нагружает только специфические нервные структуры и центры. Это ведет к их повышенно утомлению. 

Перерывы в работе поэтому целесообразно проводить со сменой занятий (так называемый активный отдых), на что указывал еще И. М. Сеченов. При умственной работе необходим отдых с физической нагрузкой.

Особенно следует остановиться на производственной обстановке. Гигиеной труда изучаются различные профессиональные вредности, которые еще имеют место на ряде производств (высокочастотные электромагнитные поля, вибрации, повышенная температура) и вносятся меры по их устранению.

Однако есть вредности, которые, будучи признаваемыми большинством людей, этим же большинством игнорируются. Например, нередко курят на рабочем месте

При этом курящий не обращает внимание на то, что отравляются находящиеся рядом сотрудники. Кое-где стало обыкновением, что курящий человек может без разрешения закурить, находясь в кругу людей

Популярные статьи  Как уберечь ребенка от плохого влияния

А ведь каждый находится на работе большую часть жизни. И табачный дым, значительно воздействующий на здоровье человека должен быть категорично устранен.

Весьма важной в производстве будет эмоционально-двигательная разнонаправленная нагрузка. Обязательна организация перерывов в работе, для того, чтобы встряхнуть организм и тело, пройтись, расслабиться

Это необходимо для восстановления, и сохранения сил, обеспечивающих запас «выносливости» в работе.

Витамины для детей

Такие дисфункции в 90 % случаев связаны с дефицитом эссенциальных веществ в организме. Для устранения и профилактики когнитивных расстройств рацион ребёнка обогащают овощами, фруктами, ягодами, зеленью, орехами, злаками, кисломолочными продуктами. Наряду с этим, потребность в витаминах компенсируют при помощи биологически активных комплексов.

Рассмотрим популярные средства для улучшения работы мозга:

  1. «Юниор Би Смарт» (Vision, Ирландия). Детские поливитамины, выпускаемые в форме фигурных жевательных капсул (рыбок) с натуральным карамельно-фруктовым вкусом. В состав добавки входят жирорастворимые витамины (А, D, Е), липиды (омега-3). Препарат используют для улучшения памяти, мышления, ускорения умственных реакций, нормализации работы ЦНС, снижения чрезмерной возбудимости у ребенка. Жевательные пастилки принимают единожды в сутки по 1 штуке (после завтрака).
  2. «Витрум Мемори» (Unipharm, США). Органическое средство на основе экстракта гинкго билоба. Кроме того, добавка содержит 4 витамина (В1, В2, В6, C) и 1 микроэлемент (цинк). При регулярном приёме «Витрума» улучшается кровообращение мозга, повышаются интеллектуальные способности, увеличивается срок жизни нервных клеток, снижается активность тромбообразующего фактора. Препарат принимают дважды в день по одной капсуле.
  3. «Глицин Био» (Farmaplant, Россия). Ноотропный монопрепарат, состоящий из аминокислоты L-glycine. При регулярном приёме добавки нормализуются реакции торможения и возбуждения в ЦНС, улучшаются метаболические процессы в мозге, восстанавливается синтез нуклеиновых кислот в организме.

Показания к применению: задержка умственного развития у детей, нарушения сна, нервная возбудимость, стрессовые состояния, реабилитация после черепно-мозговых травм и нейроинфекций (в комплексной терапии). Суточная доза для новорожденных составляет 25 миллиграмм, младенцев от 1 до 3 лет – 50 миллиграмм, детей старше трёх лет – 100 миллиграмм.

  1. «Пиковит Омега-3» (КРКА, Словения). Мультикомпонентный состав, выпускаемый в виде сиропа с персиковым вкусом. Комплекс включает в себя рыбий жир (источник омега-3), витамины группы В (тиамин, рибофлавин, пиридоксин, цианокобаламин, фолиевую кислоту), холекальциферол, ретинол, токоферол. Ингредиенты добавки, улучшая мозговой кровоток, повышают когнитивные функции, в том числе адаптацию ребёнка к школьным нагрузкам.

Сироп потребляют в чистом или разведённом виде единожды в сутки (после завтрака). Схема приёма: малышам от 1 до 5 лет – 5 миллилитров, школьникам (6-14 лет) – 7,5 миллилитров, детям старше 15 лет – 10 миллилитров.

  1. «Биотредин» (МНПК Биотики, Россия). Препарат на основе витамина В6 и L-треонина (аминокислоты). Фитодобавку применяют для улучшения краткосрочной и долгосрочной памяти, повышения умственной работоспособности, снятия психоэмоционального напряжения у школьников. Дневная дозировка для детей – 1-2 таблетки под язык.

Тренируйте память

Часть мозга, которая более всего реагирует на аэробные упражнения, – это гиппокамп. Хорошо контролируемые эксперименты среди детей, взрослых и пожилых людей показывают, что он увеличивается в размерах при улучшении физической формы. Поскольку гиппокамп является главным элементом системы обучения и памяти, это открытие отчасти объясняет эффект улучшения памяти при укреплении сердечно-сосудистой системы.

Помимо медленного увеличения памяти на вашем «жестком диске», упражнения могут иметь непосредственное влияние на формирование памяти. Немецкие исследователи показали, что ходьба или езда на велосипеде во время, но не перед обучением, помогают лучше усваивать и запоминать новые иностранные слова. Поэтому тренируйтесь во время учебы. Но не переусердствуйте: интенсивные тренировки могут увеличить напряжение и негативно отразиться на способности запоминать.

Повышайте концентрацию

Помимо улучшения памяти, упражнения могут помочь вам лучше концентрироваться на задании. Наиболее убедительными с научной точки зрения выглядят исследования, проведенные со школьниками, но, скорее всего, то же самое относится ко всем возрастам.

Занятия с 20-минутными перерывами на аэробные упражнения улучшили концентрацию внимания у голландских школьников. Между тем, в ходе большого рандомизированного контролируемого исследования в США были изучены последствия ежедневных занятий спортом после уроков в течение учебного года. Естественно, физическая форма детей улучшилась. Менее предсказуемым стало повышение уровня самоконтроля. Дети стали меньше отвлекаться на внешние раздражители, смогли выполнять сразу несколько задач, а также улучшили навыки запоминания и использования информации.

И если все это кажется тяжелым трудом, для того, чтобы воспользоваться плодами упражнений на тренировку внимания, вам не придется даже сбивать дыхание. Всего 10 минут игровых упражнений на развитие концентрации, например, удары мячом об пол одновременно двумя руками, улучшили концентрацию внимания большой группы немецких подростков.

Как выявить астению — диагностика при астеническом синдроме

Для постановки диагноза обирается анамнез болезни, основанный на жалобах пациента

Здесь важно понять – астеническая слабость вызвана соматическим заболеванием, или это результат перенапряжения нервной системы.Следующий диагностический этап — проведение лабораторных и инструментальных исследований:

  • исследование крови и мочи (клинические анализы);
  • измерение артериального давления;
  • исследование деятельности сердца (проведение ЭКГ, эхокардиографии);
  • фиброгастродуоденоскопии и УЗИ органов ЖКТ;
  • компьютерной томографии (МРТ, КТ);
  • УЗИ сосудов головного мозга (экстракраниальное обследование).

Для оценки степени выраженности астении в Европейских странах применяют шкалу оценки тяжести астении (FSS), визуальную аналоговую шкалу астении (VAS-A) и модифицированную шкалу влияния астении (MFSI).

  • FSS. Подразумевает анализ девяти параметров, характеризующих влияние усталости на активность. Результат 0-4 балла соответствует легкой степени усталости, 4,1 – 4,9-средней, 5 и более — тяжелой. Преимущества метода — простота использования и достоверность результатов. Шкала полезна для определения отдельных составляющих усталости, но имеет низкую чувствительность относительно результатов лечения.
  • VAS-A. Пациент отмечает на шкале степень ощущения усталости. Применение метода ограничено из-за колебаний показателей, обусловленных импульсивностью ответа и отсутствием оценки качественных аспектов усталости.
  • MFSI. Состоит из 21 вопроса, оцениваемого от 0 до 4 баллов. Размах шкалы — до 84 баллов. Три группы вопросов оценивают влияние усталости на физическую, умственную и социальную активность больного. Результат до 12 баллов указывает на минимальную утомляемость, 13-36 – умеренную, 37-84 – отчетливую усталость.

Опасность возникновения переутомления

Умственное утомление имеет три стадии:

  1. Усталость, которая проходит после отдыха и сна.
  2. Незначительное снижение продуктивности труда, которое человек может компенсировать за счет волевых усилий.
  3. Период некомпенсированного утомления, при котором наблюдается существенное падение производительности работы.

Если человек систематически игнорирует усталость и не получает полноценный отдых, возникает умственное переутомление. Оно характеризуется хронической усталостью, которая не проходит даже после сна и отдыха. Основные причины умственного переутомления – длительная напряженная работа при отсутствии адекватного отдыха. Из-за постоянных перегрузок организм не успевает восстановиться. Это приводит к:

  • устойчивому снижению результативности труда, отсутствию интереса к работе;
  • постоянному чувству усталости, которое может сопровождаться головной болью;
  • снижению творческой активности;
  • ухудшению работы иммунной системы, что проявляется частыми простудами и плохим самочувствием;
  • заметному ухудшение внимания и памяти.

Опасность возникновения умственного переутомления связана с появлением нарушений в работе сердечно-сосудистой и нервной систем. При хронической утомляемости человек становится раздражительным или, наоборот, апатичным и подавленным. У него пропадает интерес к повседневным делам и тому, что раньше доставляло удовольствие. Из-за плохого самочувствия у человека снижается мотивация к общению.

Популярные статьи  Когда стоит разговаривать с ребенком о смерти и как это правильно делать

На фоне переутомления возможны негативные изменения в работе сердца, что проявляется повышением артериального давления (АД) и нарушением сердечного ритма. Длительное умственное переутомление особенно опасно для здоровья. Постоянные перегрузки приводят к заболеваниям нервной системы, которые требуют обращения к неврологу, психотерапевту и другим специалистам. Они проведут обследование и назначат необходимое лечение. При умственном переутомлении пациентам рекомендуют принимать Глицин – препарат, улучшающий метаболические процессы в тканях мозга и способствующий восстановлению умственной работоспособности.

Стоит ли работать на износ и за маленькую зарплату?

Тяжелый труд

Непременное условие благотворного влияния труда — соответствие его психологическим характеристикам, общие для всех профессий моменты организации труда. 

Прежде всего это ритм и организация трудовой деятельности. Нарушения их приводят к браку, “штурмовщине”, перерасходу сырья и энергии, нарушает взаимодействие между звеньями производства. Это напрямую действует и на здоровье работника, который вынужден трудиться с максимальным напряжением сил, без необходимых чередований работы и отдыха.

Конечно, в реальной жизни когда-то не исключены такие моменты. Но они не должны превращаться в систему, быть исключительными, редкими, сопровождаться отдыхом для восстановления сил. Нарушения ритма в работе наносит ущерб в первую очередь нервной системе.

Это относится и к физической, и к умственной работе, но при физической более часто. Между тем уже давно у человек в процессе своего развития выработал ряд традиций и привычек в ритмичности умственной работы, хотя гигиенические научные рекомендации в этом отношении появились сравнительно недавно. 

Известный писатель Эмиль Золя, например, всю свою творческую жизнь придерживался правила писать по восемь страниц за день, при любом настрое и самочувствии, во избежание переутомления, которое потом потребует значительно больших сил для восстановления трудоспособности.

Подчас возникают возражения о целесообразности ритма к творческой деятельности, поскольку считают, что для нее характерны периоды озарения и вдохновения. Однако особенностью умственной творческой деятельности является то, что она никогда (возможно, даже и во сне!) не прекращается на пути к мгновению творческого озарения. 

Этому мгновению предшествуют годы напряженной систематической работы над материалами, багажом предшествующих исследователей для ознакомления с наследством науки, культуры, искусства. Успех же творческой деятельности немыслим без ритмичной работы, ритма труда и отдыха!

Важный момент — оплата труда. Получая маленькую зарплату, человек, даже очень любящий свою работу, испытывает постоянный дискомфорт из-за невозможности что-то приобрести. Это вынуждает отказываться от любимого дела и искать больший заработок. Постоянная психологическая подавленность сказывается на здоровье: человека одолевают стресс, бессонница, чувство вины перед семьей и чувство собственной неполноценности.

Что такое переутомление

Это состояние особенно знакомо тем, кто часто работает сверхурочно. Недели труда на износ идут за неделями, года сменяют друг друга, и в итоге, человек начинает ощущать, что усталость и стресс в нем больше копиться не могут. Начинают страдать отношения с окружающими, организм разрушается, эффективность труда резко снижается, повышается риск возникновения травмы на производстве или совершения технических ошибок.

Для вас подарок! В свободном доступе до14 августа

61 проверенный канал из закрытой подборки по поиску работы в IT

Гарантированно найдете выгодную работу за 1-2 дня

Гарантированно найдете выгодную работу за 1-2 дня

Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Скачать файл

Начальники ценят тех сотрудников, кто готов работать на износ

Однако, здесь важно задумываться о последствиях такой работы. В долгосрочной перспективе ухудшение здоровья неизбежно

Переутомление разрушает организм. Чрезмерное количество работы, которое нужно уместить в сжатые сроки, и выполнить либо одному, либо с небольшой командой — все это не может не повлиять отрицательно.

Упражнения для профилактики снижения умственной работоспособностиЧто такое переутомление

Организм каждого человека по-разному реагирует на переутомление, но есть и нечто общее: обеспечивать промышленную безопасность в таких условиях крайне затруднительно

Знать об индивидуальной реакции организм на чрезмерную усталость важно, ведь у каждого она своя

Стрессоустойчивость и выносливость также разнятся от человека к человеку. Эти качества зависят от образа жизни сотрудника, его ожиданий, амбиций и даже обид.

Все ли люди одинаково трудоспособны? Что влияет на возможности человека?

Возможности человека

Созданная в процессе длительной эволюции человека и животных каждая ткань, любой орган требуют функциональной активности. Для чего же тогда они созданы? Ничего лишнего, ненужного не создается природой. Также мозг, включаясь в деятельность анализирует информацию, вырабатывает решения, определяющиеся рядом психологических моментов, а именно заинтересованности, мотивации и других, творческое поведение индивида.

Указанное выше уже при рождении имеют различный уровень развития. Так, у одного индивида требуется минимальное внешнее, в том числе социальное, возбуждение, толчок для запуска работы всей системы мозга, у другого — большее.

Вместе с тем известно, что влияние социальных факторов (обучение, воспитание, общественная мораль и др.) в значительной мере способствует развитию и совершенствованию нервной системы и, условия жизни, ограничивающие творческие порывы, при разных обстоятельствах суживаю интересы человека, делают его внутренний мир бедным.

Поэтому постоянные, усложняющиеся со временем занятия с ребенком, воспитывающие у него вначале относительно простые трудовые или творческие навыки (обязательно с элементами заинтересованности и положительным эмоциональным моментом!), оказывают ценное воздействие на становление и развитие этого важного человеческого качества — стремления к творческой активности

Остановите снижение когнитивных способностей

Особенно убедительными являются доказательства того, что поддержание физической формы способствует здоровью мозга в старости. Наиболее явной представляется связь между аэробными упражнениями и сохранением когнитивных способностей.

Тренировки не должны быть экстремальными: 30-45 минут быстрой ходьбы, три раза в неделю, могут помочь предотвратить истощение психического здоровья и отсрочить наступление старческого слабоумия.

Приучите свой организм к регулярным тренировкам, и результаты не заставят себя ждать. Эффект станет заметен еще до появления первых признаков возрастного снижения когнитивных способностей.

Польза не ограничивается укреплением легких и сердца. Упражнения для улучшения координации и гибкости оказали явно положительное влияние на структуру мозга и когнитивные функции большой группы пожилых людей в Германии. А силовые тренировки два раза в неделю дают видимый эффект на нервную систему. Танцы также могут оказывать восстановительное действиедля стареющего мозга. Всего один час занятий танцами в неделю на протяжении полугода не особо увеличил аэробную выносливость пожилых участников, зато физические нагрузки и взаимодействие с другими людьми способствовали духовному благополучию.

Исследователи все еще пытаются определить наиболее важные факторы, благодаря которым физические упражнения оказывают такое мощное тонизирующее воздействие на мозг. Среди наиболее вероятных называют повышенный приток крови к мозгу, всплески гормонов роста и расширение сети кровеносных сосудов головного мозга. Также возможно, что упражнения стимулируют формирование новых нейронов. До недавнего времени мало кто верил, что такое может произойти в мозге взрослого человека.

2.Факторы влияющие на снижение работоспособности

1. Системные физиологическое факторы:

  • ухудшение снабжения клеток кислородом вследствие повышенной вязкости крови или капиллярных нарушений;
  • активное образование чрезмерного количества свободных радикалов в мышцах; ослабленный иммунитет;
  • нарушения в работе нервной системы из-за психоэмоциональных перегрузок.
  • инфекционные заболевания острого и хронического течения;
  • соматические заболевания.
Популярные статьи  Непослушный ребенок: ошибки воспитания или врожденные качества?

2. Внешние факторы, снижающие работоспособность:

  • недостаток сна;
  • несбалансированное питание;
  • недостаточное поступление в организм витаминов;
  • приём алкоголя, никотина или других токсических веществ.

Напряженная жизнь разума

Колоссальные входящие, давление ответственности и сложных задач, «синдром менеджера», финансовые затруднения, нарушенный режим дня, вредные привычки, нездоровая окружающая среда – все это не лучшим образом отражается на человеческом мозге, на нервных клетках и их взаимодействии. В работе головного мозга и нервных путей ключевую роль играют регуляторные пептиды , выделяемые нервными клетками. Эти вещества регулируют процессы, проходящие в головном мозге. Но возможности собственных регуляторных пептидов ограничены. Накапливающиеся небольшие нарушения могут привести к полноценным серьезным заболеваниям.

Чем человек отличается от животных: животные работают, но не творят

Еще на заре возникновения человечества, когда вид Homosapiens — человек разумный выделился из животного мира, одним из важнейших условий этого процесса было стремление, активная целенаправленность человека к деятельности, преобразованию окружающих его условий жизни. Это было врожденное, обязательное качество человека. Из этого качества у ребенка в его последующей жизни вырабатывается творческая активность и интерес к труду. 

Как всякое качество и свойство человека, стремление к трудовой деятельности, будучи врожденным, в значительной мере испытывает в процессе своего окончательного формирования воздействие внешних, социальных условий. Эти воздействия слагаются из традиций в семье, общественных тенденций, морали, влияния той микросоциальной среды, где наиболее значительную часть времени проводит данный индивид.

Как известно, созидательная активность весьма распространена в животном мире. Она наблюдается даже у низших его представителей. Простой пример — пчелы. Они интенсивно строят свои медовые соты, собирают нектар. Бобры проявляют чудеса при строительстве плотин, жилищ. Только вся эта деятельность является инстинктом. 

Животные не продумывают этапы своего производства, не составляют проектов и в процессе деятельности не вносят усовершенствований в зависимости от изменения ситуации. Эти инстинктивные действия животных подобны, например, инстинкту самосохранения.

В отличие от этого у человека уже с периода раннего детства действия носят сугубо творческий характер. Это имеет в своей основе серьезную материальную базу, в отличие от животных — головной мозг с особенно развитыми лобными долями — чисто человеческие качества. Благодаря головному мозгу человек может прогнозировать, планировать свои действия, активно вмешиваться в окружающий мир, видоизменять его в соответствии со своими потребностями.

3.Этапы выполнения любых работ

В норме выполнение любых работ или физических упражнений, интеллектуальный и механический труд включают несколько этапов:

  • Адаптация. Начало любой деятельности происходит при волевом усилии, и в первые 20-30 минут работоспособность нарастает по мере адаптации организма к нагрузкам;
  • Компенсация. Продолжительный период высокой работоспособности. По мере утомления максимальная работоспособность поддерживается волевым усилием до двух часов.
  • Неустойчивая компенсация. На фоне объективных признаков утомления работоспособность то снижается, по возвращается на максимальный уровень. Продолжительность этого периода сильно варьирует и зависит от рода деятельности, характера и интенсивности нагрузки;
  • Снижение работоспособности. Интенсивный спад выносливости. Субъективное ощущение сильной усталости. Неэффективность волевой поддержки продолжения деятельности.

Эта схема включения в работу и осуществления деятельности может в значительной степени нарушаться под действием внешних и внутренних факторов. У многих людей снижение работоспособности носит регулярный характер в течение дня (утром, к вечеру, в обеденное время). Также отмечаются сезонные колебания работоспособности.

Если рассматривать в качестве изучаемого периода всю продолжительность жизни человека, то естественной является низкая работоспособность в детстве и пожилом возрасте, а пик работоспособности приходится на ранний и средний зрелый возраст.

Однако, замечено, что у многих людей даже в старческом возрасте в некоторых видах деятельности сохраняется работоспособность выше среднего уровня (интеллектуальный или творческий потенциал, длительная выносливость при выполнении монотонных операций, способность к концентрации внимания).

Об аномальном снижении работоспособности можно говорить в тех случаях, когда в течение продолжительного периода повторяется следующий феномен: пик активности не обеспечивает тех результатов, которые обычно наблюдались при подобных нагрузках, или их достижение требует существенно больших затрат времени и усилий

На длительное снижение работоспособности следует обязательно обратить внимание, т.к. хроническая нарастающая усталость служит симптомом-предвестником целого ряда соматических и психических заболеваний

Так, например, онкологические заболевания лавинообразно снижают работоспособность и выносливость, а тяжелая клиническая депрессия может манифестировать жалобами на отсутствие сил и внутренней энергии.

На фоне гиподинамии и снижения физической активности современный человек подвергается колоссальным психоэмоциональным и (особенно) информационным нагрузкам, к которым эволюционно не готов. Даже при отсутствии заболеваний, разнообразном питании и стремлении поддерживать физическую форму – нередки случаи снижения работоспособности и витального тонуса в целом. Синдром хронической усталости развивается по своеобразному «замкнутому кругу», поскольку объективная неспособность выполнять (на прежнем уровне продуктивности) привычные человеку функции влечет за собой вполне закономерное снижение настроения, самооценки, мотивации и, уже как вторичное следствие – спад работоспособности.

Что такое астения и астенический синдром?

Астения — синдром хронической усталости, представляющий собой самостоятельное заболевание. Его отличительная черта — изнурительная слабость, выраженная настолько, что ограничивает способность человека выполнять обычные ежедневные действия.

Астенический синдром (АС) – состояние, характеризующееся выраженной физической и психической утомляемостью, раздражительностью, лабильностью настроения, головной и мышечной болью, замедленностью мышления, нарушением сна. В целом астения — неспецифический синдром, наблюдаемый при многих неврологических и психических расстройствах, и у соматических пациентов в период ухудшения основного заболевания и после операций. 

Врачебная практика показывает, что многие заболевания начинаются с псевдоневрастенической стадии, проявляющейся астеническими расстройствами.

Причины переутомления

К переутомлению и общему упадку сил приводит большой груз домашних забот и регулярная сверхурочная работа вкупе с отсутствием отдыха и отпуска.

Причины, которые чаще всего вызывают переутомление:

  • Постоянное состояние стресса, причем как на работе, так и дома.
  • Сон некачественный и недостаточный.
  • Наличие умственного труда, но нет физического.
  • Питание несбалансированно, нездорово, а режим приема пищи сбит.
  • Работа монотонна, однообразна и при этом длительна. 

Переутомление бывает двух видов: умственное и физическое. Последнее наиболее заметно: человек сразу понимает, что устал, его тело сигнализирует об этом. В таком случае поможет массаж, качественный сон, горячая ванна, и работник — снова огурец. С умственным переутомлением все гораздо сложнее, поскольку оно накапливается постепенно и скрытно.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Упражнения для профилактики снижения умственной работоспособности
Правила использования и эффект лазерной расчески