Тоннельное мышление: что это такое в психологии?

Как развить свое мышление?

Все люди отличаются интеллектом, скоростью реакции и механизмом мышления. Некоторым проще даются математические задачи, а некоторым – гуманитарные науки. Все это связано с генетикой, воспитанием, этапами развития кругозора. Как можно развить мышление?

В первую очередь нужно развить способность логически мыслить. Даже простые логические задачи могут быть нерешаемыми не только для ребенка, но и для взрослого. Второй важный аспект свободного мышления – аналитика. Без анализа информации сложно принять правильное решение. Следующий параметр идеального мыслительного процесса – дедукция

Внимание к деталям помогает человеку охватить проблему со всех сторон, сделать правильный вывод и не упустить мелочи. Наконец, творческие процессы – неотъемлемая часть развивающих занятий

Чтобы избавиться от туннельного мышления, придется потрудится.

Изменения собственного ритма мыслительного процесса – это долгий путь, состоящий из развития логики и аналитики, применения творческого подхода в решении проблем, обучения объективно оценивать всю ситуацию в целом и находить оптимальное решение. А бесценную помощь в комплексном развитии мышления окажут тренажеры и курсы Викиум. Большинство из них показали свою эффективность и являются весьма востребованными. Для развития логики прекрасно подойдет курс «Мышление Шерлока». На улучшение аналитических способностей направлен курс «Развитие мышления». А стать более креативным и научиться находить нестандартные решения в разных ситуациях поможет  «Творческое мышление».

Способы развития мышления

Но туннельное мышление – это то, с чем можно и нужно бороться. Основные рычаги и способы развития адекватного мышления:

Логика. Решение простой логической задачи найдёт не только не каждый ребёнок, но и взрослый. Пример: 3 курицы за 3 дня несут 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 куриц за 12 дней? Не каждый включит логику для нахождения правильного ответа: куриц и дней больше в 4 раза, соответственно, 3 курицы за 12 дней снесут 3*4=12 яиц, а 12 куриц за 12 дней снесут 12*4=48 яиц. Логически и арифметически ничего сложного, однако многие попадаются на ошибочном ответе 12.
Аналитика. Отсутствие заставляет взрослых доверять компьютерным программам, дающим при отсутствии настроек искажённый результат, детей – при решении задачи по физике и получении массы человека, равной 2 тонны, ни о чём не задуматься.
Дедукция

Невнимание к смыслу важных деталей приводит к отсутствию правильных выводов в независимости от того, решает ли человек задачу теоретически или осуществляет конкретные практические исследования.
Творчество. Процесс начинается с чтения литературы (не чтива), прослушивания музыки (не попсы), развития фантазии путём написания школьных сочинений и заканчивается при отсутствии роста косноязычностью, неспособностью выразить собственную мысль не только на бумаге, но и на словах

О каком комплексном мышлении может идти речь?

Основные особенности

Большинство людей считает, что шизофрения является раздвоением личности. Однако это слишком простое определение. На самом деле это более сложная психическая патология, которая охватывает множество разнообразных расстройств. Большая часть из них не имеет отношения к формированию в голове человека новых личностей.

Согласно МКБ-10, диагноз «шизофрения» (F20.0-F20.3) может быть поставлен, если наблюдается хотя бы один из нижеперечисленных симптомов:

  • Вкладывание/отнятие мыслей, их открытость для окружающий, «эхо» мышления. Человеку кажется, что его мыслительный процесс слышат посторонние (либо другие люди влияют на него путем закладывания идей или подмены воспоминаний).
  • Бредовые идеи. Прежде всего, шизофреников беспокоит бред воздействия. Они уверены, что на их тело или мысли воздействуют окружающие или потусторонние силы, например, инопланетяне.
  • Галлюцинации — слуховые, зрительные и тактильные. Больные слышат, видят и трогают то, чего нет в действительности.
  • Устойчивые бредовые идеи. Они связаны с культурой, политикой, изобретательством и пр. Как правило, подобный бред звучит нелепо или даже фантастически.

Тоннельное мышление: что это такое в психологии?

Также диагностировать шизофрению у человека могут при наличии двух из следующих признаков:

  • Стойкие галлюцинации любого типа, сопровождающиеся бредом, которые проявляются на протяжении месяца.
  • Шперрунги и неологизмы — обрывы мышления, использование в речи несуществующих слов.
  • Кататонический синдром — психомоторные (двигательные) расстройства. Больной то находится в сильном возбуждении, то впадает в ступор, застывая в противоестественной позе на несколько часов.
  • Негативная симптоматика: апатия, речевая скудость, безынициативность, утрата интересов, неадекватность эмоций, отчуждение и пр.

Последняя группа симптомов, негативная, может наблюдаться и при депрессии. Однако при наличии галлюцинаций, шперрунгов или кататонического синдрома, которые развиваются на фоне апатии и других признаков негативного типа, встает вопрос о постановке диагноза «шизофрения».

Как бороться с клиповым мышлением

Если вы испытываете трудности с концентрацией и глубокими размышлениями, постарайтесь сменить привычный способ восприятия информации. Вот четыре «противоядия» от клипового мышления у современных детей.

Способ 1. Читать художественную литературу и смотреть старые фильмы

Сначала длинные художественные тексты могут даваться с трудом. Но это дело привычки. Уделяйте вдумчивому чтению по 10–15 минут в день, постепенно увеличивая время для борьбы с клиповым мышлением.

То же самое со старыми фильмами. В них действие обычно происходит в одном-двух местах, планы меняются редко, а диалоги между героями долгие и сложные. С непривычки это может показаться нудятиной, но постепенно вы поймёте, как здорово следить за логически выверенным сюжетом.

Способ 2. Писать изложения и сочинения

Изложения научат запоминать и транслировать чужие мысли, а сочинения — формулировать свои.

Чтобы выработать привычку, поставь перед собой задачу писать минимум по страничке в день. Не стесняйтесь показывать свои работы родителям и друзьям. Они подскажут, если что-то пошло не так (нарушена логика повествования, использованы непонятные формулировки и прочее).  

Если академические тексты не вызывают энтузиазма, ведите дневник, чтобы избавиться от клиповости мышления.

Способ 3. Сомневаться и дискутировать

Не позволяйте себе мыслить однобоко. Это поможет быстрее избавиться от клипового мышления. Всегда анализируйте позицию оппонента и спрашивайте себя: «А что сделал бы я?». Например, учитель поставил двойку. Обидеться проще всего, но попробуйте усомниться в своей правоте и честно сказать, какую оценку себе поставили бы, если бы были педагогом.

Популярные статьи  5 вещей, которые нельзя брать в долг никогда

<<Блок перелинковки>>

Суперполезно устраивать дискуссии со сверстниками или взрослыми. Найдите темы, которые вас действительно беспокоят, попробуйте посмотреть на них с разных точек зрения. Только не путайте дискуссию со спором. Договоритесь подготовить по три аргумента своей позиции, а в конце обязательно прийти к консенсусу.

<<Форма бесплатного курса>>

Способ 4. Устраивай цифровые каникулы

Тотальный отказ от гаджетов вряд ли поможет. Ведь клиповость не только в интернете, она повсюду: на городских билбордах, компьютерных играх, журналах.

Но время от времени отдыхать от информационного шума всё же полезно. Например, два раза в месяц устраивайте себе выходные созидания. Гуляйте, рисуйте, встречайтесь с друзьями — но никакого телефона, компьютера и телевизора! Даже чуть-чуть. Так вы отдохнёте от постоянного потока информации и перезагрузите мозг.

Творческое мышление

Творческое мышление еще принято называть креативным. Главная цель такого подхода мышления – генерирование идей и создание новых открытий. Его особенность состоит в том, что для активации креативности нужно задействовать не только левую часть мозга, ответственную за логико-словесные образы, но и правое полушарие, творческое.

Эксперт по креативности Майкл Микалко утверждает, что невозможно создать ничего нового, если использовать только уже известные знания о чем-либо. Он убежден – секрет всех новых и увлекательных идей – в концептуальном смешивании.

Концептуальное смешивание – это процесс творческого мышления, во время которого две и больше концепций смешиваются ради изобретения новой, а предпочтение отдается не логическому мышлению во время работы, а воображению. Такой способ мышления был свойственен многим гениям прошлого: Исааку Ньютону, Вольфгангу Моцарту, Зигмунду Фрейду, Ван Гогу, Пабло Пикассо. Все эти люди не боялись выйти за рамки принятого мышления и нарушать правила. Леонардо да Винчи называл такую мыслительную стратегию многообразных перспектив наблюдения «saper vedere» или «умение видеть», а Альберт Эйнштейн – комбинаторной игрой.

Микалко убежден, что придумывать что-либо новое нам часто мешают общепринятые модели мышления (или линейное мышление), которые мы воспринимаем неосознанно в процессе обучения в школе. Но также он уверен – развить креативность может каждый . Кстати, на тему развития творческого мышления у нас есть хороший курс «Творческое мышление: развитие креативности». Советуем вам с ним познакомиться.

Быстрое и медленное мышление

Прежде всего, хочется начать с фундаментального понимания того, как мы мыслим, а точнее с того, какими режимами мышления обладает каждый человек. Нобелевский лауреат и когнитивный психолог Даниэль Канеман сформулировал теорию того, как мы воспринимаем окружающий мир и принимаем собственные решения при помощи двух режимов мышления – быстрого и медленного.

Быстрое, эвристическое мышление или Система I – это неосознанное принятие решений, которое происходит на основании жизненного опыта, инстинктивных и интуитивных импульсов. Такой тип мышления работает автоматично. Но такой режим принятия решений далеко не всегда приведет к правильному выбору. Обычно эвристическое мышление человека во многом зависит от эмоций, неосознанных стереотипов, предубеждений и предвзятости.

С другой стороны, каждый человек обладает медленным, рациональным мышлением или Системой II. В отличие от эвристического мышления, рациональное мышление Даниэль Канеман называет ленивым и требующим специального фокусирования и умственных усилий. И именно эта часть отвечает за наше критическое мышление. Ее главное правило – не спешить и проанализировать любую информацию, осознанно отсеять возможные когнитивные искажения и предвзятости. К самым распространенным когнитивным искажениям ученые обычно относят:

аффективную эвристику – использование упрощенной схемы принятия решений, основанное на сильной эмоциональной реакции;

эвристику доступности – оценка значимости фактора на основании того, насколько легко вы о чем-то вспомнили;

эффект новизны – это искажение, в результате которого мы переоцениваем значимость событий из-за свежего образа в нашей памяти;

эффект фокусировки – состоит в том, что из-за чрезмерного внимания к какому-либо аспекту, мы недооцениваем важность других релевантных факторов;

стереотипы – это стойкое и неосознанное представление о предмете, всегда одностороннее и упрощенное;

эффект фреймига – это подача одной и той же информации под разными углами зрения с намеренной целью вызвать позитивные или негативные эмоции.

Таким образом, любую ситуацию можно воспринять при помощи как быстрого мышления, так и медленного. Все зависит от того, насколько вы готовы «включить» свою рациональность .

Симптомы эмоционального выгорания

По данным ВОЗ, выгорание — это явление, связанное с работой, и оно не считаетсясчитающееся болезнью. Эмоциональное выгорание или профессиональное истощение — это синдром, который рассматривается как результат хронического стресса на работе, с которым не справляются должным образом.

Симптомы синдрома эмоционального выгорания развиваются в течение длительного периода. И даже во время выходных и отпуска, как правило, лучше человеку не становится.

Как проявляется выгорание? Несмотря на то, что оно официально не считается заболеванием, некоторые его симптомы похожи на признаки депрессии. 

Рассмотрим наиболее распространенные:  

  1. Эмоциональное истощение. Это один из основных признаков выгорания. Человек страдает от крайнего дефицита энергии, ему трудно приступить к работе и он чувствует себя обессиленным. В целом потребность в отдыхе продолжает расти, но “выгоревшему”  человеку не удается полноценно отдыхать. Кроме того, он все больше чувствует себя подавленным, считая, что не может справляться со своими задачами и ожиданиями.  

  2. Сниженная эффективность работы. Эмоциональное и физическое истощение влияет на профессиональную деятельность. Обычно производительность снижается постепенно, концентрация уменьшается, и ошибки становятся более частыми.  

  3. Поведенческие изменения. Один из распространенных симптомов выгорания — обезличивание, которое проявляется в некотором равнодушии и цинизме. Сочувствие и сострадание к другим, будь то коллеги и клиенты, семья и друзья, ослабевают. Выгоревший человек слишком требователен к другим и даже может причинить боль. В результате его отношения с окружающими могут резко ухудшиться. 

  4. Психосоматические симптомы. Выгорание может иметь физические последствия. Типичные симптомы  включают:

    •  усталость;

    •  головные боли;

    •  нарушения сна;

    •  боли в спине и мышечное напряжение;

    • учащенное сердцебиение;

    • повышенное кровяное давление;

    • проблемы с пищеварением (диарея, запор и рвота).

    Также могут возникать сексуальные расстройства. А если человек употребляет слишком много алкоголя, кофеина или никотина, это может привести к другим физическим проблемам. Некоторые из этих симптомов характерны для других состояний, например, при синдроме хронической усталости.

  5. Другие симптомы выгорания. Его признаки у мужчин и женщин могут быть различными. Вот некоторые из возможных:

    • ощущение нехватки времени;

    • беспокойство и нервозность;

    • повышенный риск несчастных случаев;

    • апатия;

    • чувство эксплуатации;

    • чувство беспомощности и уныния;

    • чувство никчемности;

    • снижение творческих способностей;

    • трудности с принятием решений;

    • депрессия, даже депрессивные приступы;

    • в некоторых тяжелых случаях суицидальные мысли.

Популярные статьи  7 секретов осеннего ухода за кожей лица

Выгорание — это многофакторное зло. Другими словами, люди, страдающие одним из симптомов, не обязательно находятся в ситуации выгорания. С другой стороны, если несколько из этих признаков появляются одновременно, возможно, пора насторожиться.

Интересный эксперимент

Узкий проем не дает увидеть остальную часть мироздания. Психологами был проведен эксперимент, в котором пять мужчин с завязанными глазами были подведены к слону. Каждый из представителей сильного пола стоял у определенной части и должен был описать предмет исследования. Все участники описывали слона правильно, однако никто из них не сказал, что это за животное. Контекст был верен, но рассуждения мужчин ограничивались личным опытом и неприятием другой точки зрения. После того, как им развязали глаза, участники дружно рассмеялись. Именно такие ограничения помогают описать туннельное мышление, из-за которого искажается реальность.

Тоннельное мышление: что это такое в психологии?

Критическое и некритическое мышление

Некритическое мышление – это принятие на веру всего услышанного и увиденного

В этом случае человек не задумывается о достоверности информации, о важности воспринятого и его цели. Именно такое неумение читать между строк и является главной причиной фишинга или манипуляции людьми

В отличие от некритического восприятия мира и чрезмерного доверия, критическое мышление – это навык человека осмыслять все вокруг. Хорошо развитая способность критически мыслить позволяет человеку не стать жертвой риторики, манипуляций и недостоверной информации. Современный британский философ Том Чатфилд называет критическое мышление навыком метапознания, который позволяет:

  • быстро обучаться, совершенствоваться и адаптироваться;
  • избирательно и взвешенно относиться к информации, уметь ее верифицировать;
  • четко и логично объяснять свою точку зрения;
  • лучше понимать собеседника;
  • контролировать эмоции;
  • выборочно работать с потоками информации;
  • замечать и не попадать под влияние шаблонов и стереотипов;
  • всесторонне осмыслять происходящее.

Таким образом, цель критического мышления – поиск наилучшего объяснения всего происходящего в мире. Чтобы быть максимально критичным, нужно помнить о таких важных аспектах когнитивного познания:

  • здоровый скептицизм;
  • объективность;
  • осознание предвзятости;
  • устранение когнитивных искажений;
  • использование логического мышления.

Также Том Чатфилд сформулировал 10 заповедей критического мышления:

Не торопиться и обдумать информацию.
Беречь умственные силы

Сила воли, энергия и внимание – это очень ограниченные ресурсы.
Если сомневаетесь, нужно выждать.
Осознать собственные ограничения.
Помнить о невозвратных затратах и взвешивать, нужно ли их делать.
Оценивать стратегию, а не результаты. Это поможет минимизировать риски в долгосрочных планах.
Помнить о возвращении к среднему

Мы все ярко помним либо успешные, либо плохие результаты, и в то же время забываем, что количественно обычных, посредственных результатов в жизненных ситуациях превышает взлеты и падения.
Искать не подтверждение, а опровержение. Ваши аргументы будут намного убедительнее, если их не только подтвердить множество раз, но и если включить противоречия и обосновать их несостоятельность.
Знать свою систему ориентиров, ценностей и уровень выносливости.
Все предложенные варианты могут быть ошибочными.

Навык мыслить критически поможет вам не только лучше выражать собственные мысли, но и не стать жертвой клипового мышления из-за преизбытка информации в Интернете . А развить свое критическое мышление до высокого уровня вам поможет наш курс «Критическое мышление», который мы настоятельно рекомендуем вам пройти.

Классификация обсессий

Многие ученые выступают против разделения навязчивостей на виды, поскольку у одного больного нередко одномоментно возникает сразу несколько навязчивых мыслей. Кроме этого, к ним присоединяются и другие патологические явления.

Навязчивые думы причисляются к расстройствам мышления и считаются продуктивной симптоматикой первой, самой легкой группы.

Наиболее распространенной считается классификация обсессивных явлений по Ясперсу. Их разделяют на образные и отвлеченные. 

Отвлеченная обсессивная форма лишена эмоциональной окраски. Такие мысли не влияют кардинально на настроение, не вызывают у пациента тяжелых изменений в психической сфере. К ним относят:

арифмоманию – патологический счет. Больной пересчитывает все подряд: ступени, машины, деревья, людей, запоминает мобильные, машинные номера. В тяжелых случаях практически весь день он занимается цифровыми исчислениями в уме;
выделение отдельных слов в предложении, разложение их на буквы;
воспоминания – систематическое всплывание в памяти одного события

При этом человек стремится рассказать о нем как можно большему количеству людей, чтобы они оценили его важность и масштабность;
бесплодное мудрствование – бесполезные, лишенные всякого смысла размышления. Больной М.: до того, как я начну размышлять об этом хаосе, как о свободе, мне нужно научиться воспринимать свой ум как нечто, оторванное от меня

Когда, слушая свой разум, я ощущаю насилие, то он не является частью меня. Когда думаю о чем-то постоянно, не имея возможности выбросить это из головы, то воспринимаю свои мысли, как чуждые и несвободные.

Образная обсессивная форма переживается человеком достаточно тяжело, вызывает у него эмоциональные реакции, часто негативного характера, откладывает отпечаток на психике:

  • сомнения – проявляются в неуверенности больного по поводу правильности совершенного действия. Он будет бесчисленное количество раз проверять результат своей деятельности. Этот вид синдрома известен всем: человек несколько раз возвращается домой, чтобы проверить, выключен утюг или газ. Если проверка невозможна, то индивид истязает себя переживаниями;
  • опасения – постоянно возникающие сомнения по поводу качества исполнения. Обычно им подвергаются люди, нарушение деятельности которых может повлечь за собой судебное или иное наказание. Это врач, сомневающийся в качестве проведенной операции, или бухгалтер, оперирующий крупными суммами фирмы;
  • переживания – воспоминания о тягостных, устрашающих событиях. Они вызывают неприятные эмоции, заставляют испытывать чувство страха, стыда, раскаяния, заполняют мысли больного, сопровождая практически весь день;
  • влечение – наличие стойкого, навязчивого желания совершить непристойное действие: выругаться матом, ударить кого-то. Такие желания, несмотря на их яркую выраженность, никогда не реализуются;
  • представления – появление навязчивых образов, всплывающих перед глазами больного. Это может быть предполагаемые последствия, навеянные навязчивыми влечениями. Так, человек представляет, что произойдет, когда он кого-то зарежет. Порой такие представления становятся настолько правдоподобными, что полностью овладевают больным, и он забывает об их иррациональности, нелепости. Типичный пример – родственника больного захоронили, тогда как он был жив. При этом человек испытывает те мучения, которые перенес бы его родственник, очнувшись в могиле;
  • антипатия – появление ничем не обоснованного чувства неприязни к близким людям, непристойных мыслей по поводу уважаемых особ. У верующих людей формируется пугающая, непонятно чем вызванная антипатия к религиозным фигурам.
Популярные статьи  Как укрепить свое здоровье совершенно бесплатно уделяя всего несколько минут в день на закаливание

Среди наиболее распространенных обсессивных мыслей выделяют:

  • идеи загрязнения или заражения;
  • непереносимость беспорядка, асимметрии;
  • угроза безопасности – проверка дверей, газа;
  • кощунственные, богохульные обсессии, посещаемые верующих или чрезмерно принципиальных людей. Один пациент страдал от видения, в котором Христос вступал в интимные отношения;
  • дисморфомания, когда человек обнаруживает мнимый физический дефект, и все размышления летают вокруг него;
  • сексуальные навязчивости;
  • насилие.

Часто у человека встречаются комплексные обсессии, когда одна навязчивая идея сменяет другую.

Девушка страдала от опасений, что может навредить своим близким. Купив набор столовых приборов, стала волноваться, что ударит ножом из него кого-то из домашних. Когда ее молодой человек предложил выйти замуж, появилась новая назойливая мысль о том, что девушка будет изменять будущему мужу. Горе-невеста даже интересовалась у подруги, не ходят ли о ней подобные слухи, поскольку боялась потерять контроль над своими действиями.

Плюсы клипового мышления

Нельзя сказать, что клиповое мышление однозначно вредно. В нем есть немало полезного для современного человека. К достоинствам можно отнести:

  • защиту мозга от перегрузок. Интенсивный поток информации фильтруется, разделяется на небольшие фрагменты;
  • развитие многозадачности. Человек с клиповым мышлением может одновременно читать, слушать музыку и переписываться в соцсетях;
  • ускорение реакции на любые внешние раздражители.

Возможный вред клипового мышления:

  • трудности с концентрацией внимания. Человеку сложно сосредоточиться, дочитать длинную статью, досмотреть фильм, дослушать аудиокнигу, не отвлекаясь при этом. Непросто справляться с работой, требующей усидчивости и выполнения монотонных действий;
  • поверхностное восприятие – неспособность анализировать информацию и делать точные выводы;
  • плохая обучаемость и усвоение новой информации, присущая в основном учащимся школ и ВУЗов;
  • подверженность манипуляциям. Человек не успевает анализировать и критически оценивать полученные сведения, чем активно пользуются маркетологи и рекламщики, побуждая людей к импульсивным покупкам;
  • снижение способности к сопереживанию и сочувствию из-за постоянного воздействия на эмоции и выработки высокого порога чувствительности.

Типы мышления в глобальной перспективе

В современном мире все больше ученых, философов и писателей пытаются задать новые рамки обществу – как развиваться в период глобализации, воспринимать всевозможные потоки информации и успевать за прогрессом. Профессор когнитивной психологии Говард Гарднер, известный благодаря своей теории множественного интеллекта и новых форм обучения, уверен: наше время требует новых и позитивных типов мышления, которые будут важны не только для личности, но и для общества.

Первые три типа мышления Гартнер относит к формам познания, а два последние – к области человеческих взаимоотношений:

  1. Дисциплинарный тип мышления. Освоив это мышление, любой из нас может назвать себя экспертом в любой дисциплине, ремесле или профессии. Говард Гарднер утверждает, что в современном мире многие пренебрегают качеством своего профессионализма, не осознают масштабов избранной профессии или призвания. Кроме того, что на обучение любому ремеслу уходит в среднем до 10 лет, процесс совершенствования навыков должен длиться всю жизнь, а мы должны следить за технологическими и инновационными изменениями. Таким образом, люди, которые не овладели хотя бы одной дисциплиной, не смогут в будущем быть успешными.
  2. Синтезирующий тип мышления. Помогает не утонуть в потоках информации, умело ее систематизировать, выделять особенности и видеть тенденции. Такой навык мышления очень полезен не только для руководителей, менеджеров и аналитиков, но и для творческих людей, которые стремятся изменять мир вокруг. А если не освоить синтезирующий тип мышления, человек будет тонуть под нескончаемым потоком информации и ему будет очень тяжело принимать важные решения как карьерного, так и личностного плана.
  3. Креативный тип мышления. По мнению Говарда Гарднера, он органически дополняет предыдущие. Человек, у которого хорошо развито креативное мышление, имея хорошие знания в нескольких областях и сферах жизни, может развить оригинальные идеи, которые будут менять общество. Креативность особенно важна в современном мире, ибо компьютеры во всю заменяют человеческий труд во многих областях обслуживания и делопроизводстве.
  4. Респектологический тип мышления. Помогает разумно формировать собственные границы с окружающим миром, уважать и ценить различия между людьми и группами. Обучаясь этому типу мышления, человек перестает слепо верить стереотипам и другим когнитивным искажениям, которые часто перенимаются неосознанно. Человек, обладающий хорошим респектологическим мышлением, способен принимать людей такими, какие они есть, уважать их, не осуждать и не недооценивать из-за культурных, расовых и других отличий. Именно уважая других людей, мы сознаем положительный климат вокруг себя и содействуем хорошему рабочему процессу. Гарднер уверен, что истинное уважение человека к другим проявляется в обыденных жизненных ситуациях, когда никто за человеком не наблюдает. Человек, у которого развито респектологическое мышление, пытается позитивно оценивать каждого, не учитывая социальных характеристик и предвзятостей, а также он всегда готов признать свою вину и изменить решение если получит новую информацию.
  5. Этический тип мышления. Относится к более высокому мировоззрению, освоив который, человек может не только размышлять о желаниях, потребностях и тенденциях в обществе, но и аргументированно и авторитетно влиять на ход событий. Концепция этого типа рассуждений намного шире, чем респектологического мышления, в основании которого лежит идея толерантности и уважения. Этический тип мышления – это взгляд сверху, который помогает оценить поступки каждого человека с точки зрения полезности для общества. Таким образом, развивая этическое мышление, мы развиваем гражданское общество. Но Говард Гарднер напоминает, что важный аспект этического типа мышления в том, что универсальной этики не существует – всегда нужно отталкиваться от контекста, истории и культурной памяти каждого общества.

Все предложенные Гарднером типы мышления не являются отдельными мыслительными способностями, а представляют собой скорее комплекс всесторонне развитого человека, который ощущает свою значимость и общественный долг. Именно поэтому Гарднер предлагает развивать все типы мышления с как можно более раннего возраста, хотя и не отбрасывает возможности учить этим способностям и взрослых .

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Тоннельное мышление: что это такое в психологии?
Как отремонтировать сломанный ноготь