Как психологические детские травмы сказываются на нас во взрослом возрасте

Содержание

Можно ли перестать быть невротиком?

Безусловно. Более того, психотерапия невротического характера обычно очень успешна.

Многое можно сделать самостоятельно

Важно начать и понимать вектор движения

Это в первую очередь формирование «взрослого» взгляда на жизнь. Изменение установок и получение нового опыта, позволяющего действительно увидеть реальность такой, какая она есть, а не глазами страдающего травмированного ребенка.

Берегите себя и становитесь «хорошими родителями», в первую очередь для своего собственного Внутреннего Ребенка.

6 фильмов, в которых показано, как детские психотравмы формируют личность невротика

  • 1. «Повелитель приливов» (1991)
  • 2. «Управление гневом» (2003)
  • 3. «Страна садов» (2003)
  • 4. «Убей меня позже» (2001)
  • 5. «Загадочная кожа» (2004)
  • 6. «Пианистка» (2001)

Книги, которые стоит прочесть, чтобы лучше разобраться в теме

  • «Женщины, которые любят слишком сильно» Робин Норвуд
  • «Узник иной войны» Мэрилин Мюррей
  • «Драма одаренного ребенка» Алис Миллер
  • «Пробуждение Тигра – исцеление травмы» Питер А. Левин
  • «Счастливый невротик, или Как стать родителем самому себе» Джеоф Грэхэм
  • «Пять травм, которые мешают быть самим собой» Лиз Бурбо

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Что такое психические заболевания?

Психические заболевания – это нарушения в головном мозге, которые часто приводят к необратимым или трудно поддающимся лечению изменениям. Психически больные люди часто не осознают, что с ними происходит, думая, что их хотят загнать в психоневрологический центр. 

Болезнь может протекать без каких-либо симптомов в течение многих лет. Некоторые психические заболевания и расстройства протекают в легкой форме, и для их лечения достаточно психотерапии и популярных анксиолитических и седативных препаратов. Другие настолько сильны и влияют на психику, что пациент может быть опасен для окружающей среды, в которой он находится. Поэтому игнорировать первые симптомы нельзя.

Причины, предпосылки и факторы риска

Принято считать, что психологическая травма всегда случается внезапно. Она возникает в момент, когда человек совсем не подготовлен к шокирующему событию. Однако это не совсем так – казалось бы, родственники пациента, страдающего онкологическим заболеванием, знали о далеко зашедшем патологическом процессе, знали о стадии заболевания и о том, что врачи сделали все, что могли. Тем не менее, после ухода их близкого из жизни, у них может развиться реакция тяжелой утраты, схожая с той, которая будет и у человека, потерявшего своих родных внезапно, например, в автокатастрофе.

Выделяют условия, которые приводят к психологической травме с большой долей вероятности:

  • Травмирующее событие случилось неожиданно, ничто не указывало на такое развитие событий.
  • Не было никакой возможности предотвратить травмирующее событие. Или такая возможность была, но пациент ей не воспользовался.
  • Событие было отмечено жестокостью или несправедливостью.
  • Есть предпосылки из детства: такое же травмирующее событие произошло много лет назад и не было проработано со специалистом.
  • У человека были неоднозначные отношения с пострадавшим (например, частые ссоры или чувство вины).

Психологической травмой может стать что угодно – утрата, эпизод насилия, несчастный случай, заболевание, сильная опасность для жизни и здоровья. Травматичный эпизод может произойти как с самим пациентом, так и с его родственниками или друзьями или на его глазах.

Вызвать психологическую травму может и длительное негативное воздействие на психику – например, жизнь в семье с частыми эпизодами насилия, соседство с преступниками или неадекватными людьми, длительная болезнь. Для «чувствительных», сенситивных людей с лабильной психикой даже, казалось бы, рядовое событие может в ряде случаев повлечь за собой травматизацию, которая в таких случаях называется «расстройством адаптации», но, тем не менее, требует помощи специалиста. Такими причинами могут стать переезд в новый город, смена работы с увеличением нагрузки и ростом требований и конкуренции, даже такое радостное событие, как появление в семье ребенка (даже любимого и долгожданного!) может послужить «пусковым механизмом» для развития расстройства адаптации.

Чаще всего к психологическим травмам приводят следующие события:

  • Бытовые травмы, спортивные травмы.
  • Перенесенные хирургические операции, особенно если вмешательство произошло в детстве.
  • Смерть близкого человека.
  • Техногенные и антропогенные катастрофы. Автоаварии, авиакатастрофы.
  • Расставание в отношениях, которые много значили.
  • Унизительный опыт, сильное разочарование в себе или окружающих.

Нужно понимать, что не у всех людей вышеперечисленные ситуации приведут к психологической травме. Есть некоторые факторы риска, которые повышают уязвимость перед эмоциональными потрясениями. У некоторых людей к травме может привести на первый взгляд малозначимое событие, а кто-то легко переносит даже длительное пребывание в травматичной обстановке.

Повышенный риск отмечают у людей, которые находятся в состоянии постоянного стресса. Также в зоне риска люди с детскими травмами, все те, кто страдал от эпизодов депрессии или тревожного расстройства. У таких людей легко спровоцировать психологическую травму и еще легче – повторную травматизацию. У части пациентов, которым ставят диагноз «психотравмы», и в прошлом отмечалась некая предрасположенность к избыточному реагированию – врожденная «уязвимость к стрессу», иначе называемая специалистами «эмоциональной лабильностью».

Самонаказание и чувство вины

Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остались безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой — это иногда выступает как самонаказание. Происходит это не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) настолько сильно переживает, что становится невнимательным, плюс чувство стыда делает тело неповоротливым и неловким.

Вина может быть очевидной — ребенок устроил пожар. Такие события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с виной. Иногда с ребенком нужно проговорить, почему нет наказания (случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка).

Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если малыш слишком категорично и резко отмахивается от вас в каждом разговоре — «Я же сказал,что все нормально, отстань!» — пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, кому он доверяет, или психолог.

В третьем случае причины вины не понятны самому ребенку. Он не осознает ее — чувствует себя виноватым, что он «недостаточно хороший». Возможно, ребенка часто стыдят или критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, заданные самой ситуацией (все в семье «профессора», а он не тянет математику) или установками (единственно возможная оценка — это «5», хороший человек не ведет себя как поросенок), развивают у ребенка чувство несоответствия.

Неврозы

При неврозах (тревожных расстройствах) преобладает страх. Это могут быть панические атаки, боязнь уйти из дома или путешествия, различные виды фобий. Обычно здесь имеют место навязчивые идеи, то есть навязчивые мысли, и принуждения (компульсии)

Важно отметить, что человек, страдающий этим психическим заболеванием, осознает свое состояние и его негативные последствия. Больной может даже попытаться им воспротивиться

Панические атаки

Невроз – очень распространенное заболевание, которым страдают многие люди. Большинство из них могут справиться со своими симптомами с помощью психотерапии, бесед с психотерапевтом и методов релаксации. По возможности люди, страдающие неврозами, стараются избегать стрессовых ситуаций.

10 признаков личности невротика

  • 1. Невротическая гордость: потребность быть самым лучшим и вызывать восхищение.
  • 2. Перфекционизм: стремление быть идеальным, добиваться всего и сразу.
  • 3. Жизнь по принципу «надо»: жесточайшие требования к себе и другим. Это дает высокую работоспособность, но низкий уровень заботы о себе приводит в итоге к срывам.
  • 4. Зависимость от внешней оценки («мнение окружающих обо мне ценнее, чем мое собственное»). Стремление получать одобрение от всех окружающих, даже от совершенно чужих людей.
  • 5. Высокая тревожность, беспокойство возникает в ответ не на реальную ситуацию, а на постоянные негативные прогнозы.
  • 6. Склонность к манипуляциям, в отношениях стремление получать подтверждение своей ценности («докажи, что любишь»).
  • 7. Пассивность, когда речь идет об улучшении своей жизни («бороться бесполезно»).
  • 8. Готовность страдать, занимать позицию Жертвы.
  • 9. Очень ограниченный диапазон способов совладания со стрессом.
  • 10. Высокий уровень способностей, что в сочетании с умением себя «заставить» часто приводит к социальному успеху. Но внутри остается пустота и недовольство собой, ощущение проживания «не своей жизни».
Популярные статьи  ТОП 5 распространенных ошибок повседневного макияжа

Последствия психологической травмы

Неисцеленная психотравма, как снежный ком, «обрастает» все новыми слоями травмирующих событий и ситуаций. Они мелкие, малозначительные, и без основной психотравмы они даже не были бы замечены человеком. Но, накладываясь на основную психотравму, они могут стать источником клинических состояний. Посттравматическое стрессовое расстройство может способствовать ухудшению здоровья, уходу от активной социальной жизни человека.

Психологические травмы также способны приводить к неспособности строить отношения, причем на биологическом, органическом уровне, провоцировать психосоматические заболевания, неврозы, реактивные состояния.

Хроническая напряженность

Травмы, источник которых находится за пределами тела (насилие, буллинг, стресс и так далее) заставляет мозг ребенка активировать реакцию типа «бей или беги». Активизируется выработка гормонов стресса (таких, как кортизол и норэпинефрин), и они поступают в тело, чтобы помочь ему защититься от угрозы. В этот период наше тело автоматически напрягается.

Проблема этой напряженности в том, что она далеко не всегда уходит даже после того, как угроза исчезает или нейтрализуется. Если этого не происходит, нейронные сети мозга дальше стараются поддерживать состояние максимальной бдительности, ведя себя так, будто угроза все еще актуальна — и, естественно, тело реагирует на это соответствующим образом.

Как избавиться от травм, полученных в детстве, во взрослом возрасте

У взрослого человека последствия психотравм проявляются как:

· фобии;

· неэффективные стереотипы поведения и мышления;

· зависимости;

· хронические болезни.

Как можно от этого избавиться и проработать детские психологические травмы самостоятельно? Первый принцип работы с психотравмой – внутренняя честность. Не обязательно сообщать о травме кому-либо, но сказать правду себе – важнейший шаг. Отрицание – первая преграда на пути исцеления. Признавайте чувства и их причины. Если испытываете ненависть, не отрицайте этого. Поймите, за что ненавидите обидчика, чего лишились по его вине.

Второй принцип: выражение скрытых эмоций. Основные, блокирующие жизненную энергию, эмоции – это гнев и обида. Они хорошо прорабатываются психологической практикой телесно-ориентированной психотерапии.

Её техники основаны на рефлекторных действиях. Например, одна из них – бить мягкий предмет для избавления от скрытого гнева. Или плакать, поскольку плач – природный механизм освобождения от обиды. Многие привыкли его сдерживать еще с детства, запирая в теле эмоциональную энергию.

Меняйте убеждения. Находите установки, возникшие после детской травмы. Формулируйте противоположные, позитивные убеждения и действуйте из них.

Проявления заболевания

При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство

Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры. . Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях

Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. 

Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях

Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. . Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах

Его самооценка занижена либо находится на нуле

Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.

Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.

Симптомы неврастении у детей:

  • повышенная нервная истощаемость;
  • рассеянность;
  • неуверенность в себе;
  • нарушение концентрации, внимания;
  • недовольство, капризность;
  • суетливость;
  • возбужденное состояние;
  • приступы агрессии;
  • слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушение режима сна. 

При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует. 

Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.

Как проработать детские травмы – 3 психологические техники

Чем раньше начать работу с детской психологической травмой, тем выше вероятность 100% положительного результата.

Если родители замечают какие-либо отклонения в эмоциональном состоянии ребёнка (плохой сон, энурез, необоснованные страхи и т.п.), то следует незамедлительно обратиться за помощью к специалисту  — психологу или психотерапевту.

Существует разные виды терапии для работы с детьми, пережившими психологическую травму.

  • арт-терапия;
  • когнитивная;
  • песочная;
  • поведенческая;
  • групповая.

Не следует пытаться самостоятельно работать с психикой ребёнка, не имея специальных знаний, так как неумелыми действиями можно нанести ему ещё больший урон.

Для работы со взрослыми пациентами применяют несколько другие техники и практики по проработке психологической травмы, полученной в детстве.

1. Переработка движением глаз или десенсибилизация

Фото Pexels

Эта техника базируется на проработке информации мозгом. Она помогает уменьшить и часто полностью устранить последствия детской психотравмы. Такие, как:

  • панические атаки;
  • страх;
  • тревога;
  • внезапные тяжёлые воспоминания;
  • навязчивые мысли.

Во время сеанса пациент должен неотрывно следить за любым движущимся предметов (например, маятником) и одновременно пытаться сосредоточиться на воспоминаниях, которые стали причиной травмы.

Суть метода заключается в том, что во время терапии в работе участвуют оба полушария мозга, из-за чего воспоминания о неприятных событиях постепенно теряют негативную окраску.

2. Схематическая терапия

Эта техника чаще всего используется у тех пациентов, у которых наблюдаются трудности с социализацией. Обычно они бывают у тех людей, которые росли в неблагополучных семьях или были слишком опекаемы родителями.

Во время сеансов используются разные методы, которые помогают изменить восприятие себя и внешнего мира. К ним относятся:

  • ведение дневников;
  • ролевые игры;
  • диалоги;
  • обучение поведенческим навыкам и многие другие.

Техника помогает пациенту научиться получать эмоциональное удовлетворение при помощи адекватных, здоровых методов.

3. Техника пустого стула

Как психологические детские травмы сказываются на нас во взрослом возрастеФото Pexels

Эта техника подходит для тех, кто по каким-либо причинам не может поговорить с тем, кто нанёс в детстве ему травму.

Во время терапии напротив пациента ставится пустой стул, и он должен представить, что на нём сидит его обидчик.

Сначала человеку предлагается поговорить с воображаемым собеседником, высказать ему все свои обиды и претензии. Затем он сам занимает пустой стул и представляет себя тем, с кем он только что вёл диалог.

Метод помогает «выплеснуть» весь негатив, который копился годами, и наладить контакт с собственными эмоциями. В результате чего приходит понимание, как можно изменить, сложившуюся в настоящем ситуацию.

Несмотря на то, что все детские психологические травмы условно делятся всего на несколько видов, работать с каждым человеком нужно индивидуально. Самостоятельно справиться с проблемой вряд ли получится.

Важно также понимать, что психологическая травма, наносит человеку не меньший урон, чем физическая. Поэтому, если у вас есть проблемы с социумом, отношениями, вредные привычки, обратитесь к специалисту, возможно, они появились у вас из-за негатива, пережитого в детстве

Лечение

Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение. 

Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели. 

Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку. 

Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма

Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений. . Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком

Популярные статьи  Челлендж 30 дней без

Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

  • гештальт-терапия;
  • гипноз;
  • БОС–терапия;
  • групповые или семейные сеансы;
  • игровая терапия. 

Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:

  • не каждому ребенку суждено стать отличником
  • не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
  • если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать. 

С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.

Какие еще бывают неврозы

Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия. 

Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия. 

Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:

  • невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
  • истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
  • ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
  • невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
  • депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
  • логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
  • энурез – непроизвольное мочеиспускание;
  • сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
  • анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения. 

Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.

Виды психологических травм

Психологические травмы могут быть разных видов.

Первая классификация включает шоковые, острые и хронические психотравмы.

  • Шоковая травма является результатом ситуаций, угрожающих жизни человека и его близких. Наиболее сильное влияние шоковая ситуация оказывает именно в первое время. Далее человек адаптируется.

  • Острая психотравма появляется в результате событий, не угрожающих жизни человека, но резко ухудшающих ее условия: унижение, разрыв отношений, потеря работы, бизнеса, имущества, источника доходов.

  • Хроническая психотравма является результатом затянувшейся неблагоприятной ситуации, она часто длится десятилетиями. Например, это детство в токсичной, как сейчас говорят, семье или подобный брак, в котором человек испытывает подавление, физический и психологический дискомфорт. К хроническим психотравмам относятся также любые неблагополучные отношения, где человек находится в униженной, невыигрышной роли. Человек настолько привыкает к неблагоприятным обстоятельствам своей жизни, что принимает их за норму и даже не пытается изменить.

Вторая классификация выделяет следующие виды психотравм:   

  • травмы потери;

  • экзистенциальные травмы;

  • травмы совершенных ошибок.

  • травмы отношений.

Травма потери проявляет себя в страхе одиночества. Все, что нам принадлежит, наше имущество, наше жизненное пространство – это продолжение нас самих, проявление самоидентификации. В свое время весь материальный мир нам подарили родители, и это было проявлением любви. Во взрослом возрасте мы этот мир вокруг себя создаем сами. Когда у нас что-то отнимают и чего-то лишают, мы воспринимаем это как то, что нас оставляют одних. 

Экзистенциальные травмы подобны шоковым. В них присутствует реальная смертельная угроза человеку и его близким или его убежденность в существовании этой угрозы.

Травмы совершенных ошибок – это стыд за содеянное или чувство вины. Причем совершенно необязательно, что «содеянное» совершено самим человеком. Человеку часто бывает стыдно за поведение других людей.

Травма отношений появляется, например, после предательства близкого человека, и в этом случае возникают сложности в будущем с доверием к людям.

Подчинение страху

Все мы в той или иной мере пытаемся избегать неприятных для нас ситуаций, но жертвы психологических травм детства доводят это стремление до предела. Когда обычный человек боится идти к зубному врачу, он, скорее всего, все равно пересилит себя и пойдет к нему. Почему? Потому что потенциальная польза от этого визита намного перевешивает наш страх.

Слишком часто взрослые, в чьем детстве есть одна или несколько психических травм, позволяют своим страхам управлять их жизнью. Вспомнив о том, что визит к зубному врачу может быть неприятным, они могут поддаться стремлению отменить уже назначенный визит, позволяя тем самым страху сломать свои планы. Сильное стремление избегать хотя бы потенциально неприятных вещей может серьезно ухудшить качество жизни любого человека.

Причины неврастении

Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.

Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически. 

Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания  и т. п. 

Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным. 

Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.

Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству. 

Триггерами развития неврастении также выступают:

  • негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
  • социально-бытовые проблемы;
  • ошибки воспитания;
  • употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
  • эмоциональная психологическая травма;
  • сильный испуг;
  • наследственные заболевания;
  • недосыпание;
  • сниженный иммунитет;
  • частые инфекции дыхательных путей;
  • приобретенные физические травмы;
  • расстройства пищеварительной системы. 

Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.

5 шагов, как смягчить последствия травм

Избежать травмирующих событий практически невозможно. Но в силах родителей сделать так, чтобы это не переросло в психологическую травму.

Шаг 1: начинаем с себя. Самое полезное, что мы можем сделать для детей, — это проработать собственные травмы. Используйте письменные практики: например, фрирайтинг (свободное письмо) или утренние страницы, когда вы выплескиваете на бумагу все, что приходит вам в голову, не задумываясь о грамматике или стиле. Напишите письмо родителям, в котором расскажете о всех проблемах детства. Почитайте книги и статьи о токсичных родителях и используйте методы самопомощи из них. Если самостоятельно проработать травмы не получается, найдите подходящего вам психотерапевта.

Шаг 2: больше слушайте. Заведите привычку обсуждать проблемы, с которыми сталкивается ребенок. Старайтесь слушать, не перебивая, не давая оценок и советов. Советы и оценки нужны только в том случае, если ребенок спрашивает ваше мнение. Если такого запроса не было, просто выслушайте, обнимите и скажите, что понимаете его и его чувства. Изучите методы ненасильственного общения и применяйте их в жизни.

Популярные статьи  Кто такие дети индиго и как с ними взаимодействовать?

Фото: Getty Images
Шаг 3: считайте и дышите. Если какое-то действие ребенка вызывает у вас гнев или злость, остановитесь на несколько секунд, сделайте несколько глубоких вдохов или досчитайте до 10, и только потом реагируйте. Иногда наша реакция травмирует ребенка больше, чем само событие.

Шаг 4: будьте командой. Да, вы взрослый и вы решаете, что и как будет происходить в жизни ребенка. Но это не значит, что вы должны решать за него абсолютно все или ставить его перед фактом. Если вам предстоит переезд, обсудите его заранее. Если вы планируете развестись, честно расскажите ребенку, почему так происходит.

Лучше, чтобы ребенок узнал об этом от вас и заранее, чем неожиданно понял, что вы не можете купить ему очередную безделушку или скоро отправитесь в больницу. Планы на жизнь ребенка тоже хорошо бы обсудить с ним. Возможно, вы видите его великим пианистом, а он на самом деле хочет конструировать вертолеты.

Шаг 5: не запрещайте чувства. Вместо этого учите выражать их экологично. Да, все злятся, испытывают ненависть или отвращение, плачут и смеются. Это нормально. Нет плохих чувств. Есть неправильные способы их выражения. Нельзя бить других людей, даже если очень хочется, нельзя швырять и портить вещи. Для злости и ненависти можно использовать специальные бумажные пакеты, в которые можно покричать, а потом выкинуть злость, или нарисовать каляки-маляки на листе бумаге, пробежать несколько кругов по комнате или присесть 10 раз. Ищите возможности вместо запретов.

Используя эти приемы, вы сможете вырастить психологически зрелую и целостную личность, которая справится с любыми сложностями.

Последствия психотравм

Травмы, которые существенно повлияли на психику в детском возрасте и не были проработаны со специалистом в области психологии, оказывают негативные последствия:

  • проблемы с избыточным или недостаточным весом;
  • желание постоянно все контролировать;
  • проблемы социального характера;
  • страх выразить свое мнение;
  • неумение принимать самостоятельно решения;
  • слишком завышенные требования по отношению к партнеру и себе.

От детских психотравм необходимо избавляться, иначе они могут принести множество проблем в личной жизни и работе во взрослом возрасте. Непроработанные травмы могут приводить к депрессии и развитию психических расстройств.

Как это происходит

Ежегодно в мире из за случайной травмы умирают 830 тысяч детей. Половина случаев в нашей стране, по данным Росстата приходится на бытовые травмы, 34% на травмы на улице. У мальчиков травмы случаются чаще и последствия серьезнее. Обычно это связано с более высоким уровнем активности и социальным одобрением, родители реже ограничивают их исследовательские действия. Большая часть детских травм — поверхностные, около 15% приходится на вывихи и переломы рук и совсем незначительная часть на переломы ног и головы.

На первом месте по причинам — родительский недосмотр. Когда кажется, что ничего с ребенком не произойдет или взрослые недооценили опасность ситуации. Это подтверждают и наши эксперты.

В младенчестве чаще всего случаются падения с кровати или пеленального стола, на втором месте синдром «встряхнутого ребенка», когда потерявший самообладание родитель, трясет ребенка при сильном плаче. В обоих случаях главная опасность — повреждение головного мозга и шеи.

Когда ребенок начинает ползать, то часто травмирует пальцы рук. Чтобы этого избежать, нужны стопоры в дверях и защита на ящиках. Стоит ребенку начать учиться вставать, то добавляются ушибы головы от неудачных попыток и мелкие травмы от встречи с внешним миром.

Как только ребенок начинает ходить, он может добраться до опасных предметов, поэтому после года дети могут проглотить взрослые таблетки, бытовую химию или забраться на шкаф. Также часто случаются ожоги.

Подросший ребенок чаще сталкивается с другими детьми на горке или падает с карусели на площадке. Также у многих появляются самокаты и беговелы, поэтому ребенка нужно сразу приучить кататься в шлеме и защите на коленях.

В школьном возрасте травматизм снижается, у детей появляется чувство опасности и нужные знания о мире, которые позволяют ребенку избежать травмы. Но при этом у ребенка часто появляется более скоростной транспорт: гироскутеры, мопеды и ролики, которые без защиты могут сильно травмировать подростка.

Психологическая травма: симптомы

Первый симптом – изменение поведения и привычек человека. Если вы всегда знали его как дисциплинированного, ответственного, подтянутого, сильного, общительного и жизнерадостного, а в какой-то момент он стал расхлябанным, необязательным, унылым и замкнутым, избегает общения со старым кругом друзей – скорее всего, он пережил психотравму. В таких случаях говорят: «Человек сломался».

Также у него могут проявляться резкие перепады настроения: от апатии и безразличия до раздражительности, гнева и ярости, которые он в некоторых ситуациях не контролирует, и потом ему очень стыдно за подобные эмоциональные проявления. Однако стоит ему начать жестко подавлять негативные эмоциональные реакции, контролировать всплески эмоций, как вскоре у него обнаруживают сердечно-сосудистое или эндокринное расстройство, а то и вовсе онкологическую патологию. Так проявляют себя на телесном уровне невыплаканные слезы и подавленные эмоции.

Постоянным эмоциональным фоном у человека с психотравмой может быть чувство тоски и безысходности, а вместе с ним — чувство вины, что он никак не смог предотвратить случившееся. Тревожность становится доминирующим эмоциональным состоянием.

Еще одним симптомом психологической травмы является рассеянность, трудности с концентрацией внимания. Человеку трудно сосредоточиться, у него все валится из рук.

Наконец, главное, что может произойти с человеком в результате психотравмы, – утрата веры в человеческие ценности. Если ваш знакомый, которого вы знали как добряка и оптимиста, вдруг начинает говорить циничные фразы, демонстрировать неверие в людей и добро, это говорит о том, что он получил серьезную психотравму, и она исказила его личность. Добрым человеком он быть не перестал, и человеческие ценности для него остались прежними, но психотравма заставляет его воспринимать эти качества как проявление слабости, уязвимости, и он их начинает прятать.

Психосоматические симптомы психотравмы

К ним относятся нарушения сна и ночные кошмары, тахикардия, боли в разных частях тела без органических причин, нарушения естественной двигательной активности – от ступора до нервных компульсивных движений, ослабление иммунитета, аутоиммунные расстройства, онкология, сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания.

Как детские травмы влияют на отношения?

Подобно самооценке, плохие личные отношения во взрослом возрасте являются ещё одной производной детской душевной травмы. Токсичные отношения или тотальная неспособность вступать в близкие отношения, часто случается с людьми, испытавшими значительную психологическую травму в детстве.

Наше представление о себе влияет на то, что мы выбираем в жизни, каких людей и возможности привлекаем.

Вот почему люди с позитивной самооценкой, уверенностью в себе привлекают благоприятные отношения и возможности. А те, кому не хватает вышеуказанных черт, обычно оказываются в плену паразитических людей и негативных обстоятельств. Дружба и романтические отношения — это проявление представлений о себе. Чем более мы уверены в себе, тем более качественные у нас отношения с миром.

Не проработанная психологическая травма у детей, влияет на наши убеждения о себе, и как следствие на наши отношения с миром и людьми.

Тот, кто подвергался насилию, пренебрежению или жестокому обращению в ранние годы жизни, может искренне считать себя недостойным любви, поддержки и здоровых отношений. Ведь именно это внушал им абьюзер в детстве, пользуясь незащищённой детской психикой. Кроме того, эти люди зачастую считают себя недостойными достижений: «Я никогда ничего не добьюсь», а это ведёт к отсутствию стремления и амбиций.

Важно

Самооценка и взаимоотношения с людьми — два самых важных элемента того, что делает человека тем, кто он есть.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Как психологические детские травмы сказываются на нас во взрослом возрасте
Синдром хронической усталости
Как справиться с синдромом хронической усталости