Как сформировать у ребенка свое мнение

Учим детей принимать самостоятельные решения

Чтобы у детей сформировалось своё представление о чём-либо, нужно приучить их думать. Нельзя делать выводы за ребёнка, лучше направляйте их по правильному пути. Если он задаёт вопрос, не надо сразу отвечать. Дайте ему подсказку. Например, малыш спрашивает: «Мама, где мой рюкзак?» Задайте ему встречный вопрос: «А где ты его оставил?» Тогда он начнёт припоминать вчерашний день, составлять причинно-следственные связи и сам вспомнит. Также ребёнок будет думать, если спрашивать его мнение по мелочам. «Почему тебе нравится эта игрушка?» или «Что ты хочешь на ужин?». Главное в этом деле – самостоятельность и способность мыслить.

Разговаривайте с ребенком

Чтобы дети научились формулировать и высказывать собственное мнение, каждый день беседуйте с ними о том, что произошло, какие книги они прочли, какие впечатления получили.

Выберете одну интересную тему для разговора, например, обсудите фильм, который вы посмотрели всей семьей. Пускай ребенок выскажет свое мнение о фильме. Обязательно интересуйтесь, почему сын или дочь думают именно так, и какие аргументы может привести. Что будет, если в конкретной ситуации выбрать альтернативное решение? Почему ребенок считает, что именно такой выход – лучшее, что можно сделать?

Елена, мама 13-летнего Вани и 11-летнего Даниила:

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Уменьшить степень контроля

Иногда взрослые чересчур опекают детей. Все начинается с малого, а заканчивается тем, что родители подменяют желания и мысли детей на собственные. Следят и корректируют каждое действие малыша. Но ключевой задачей для формирования своего мнения у ребенка является поиск собственного пути.

Можно начать с маленьких шагов. К примеру, ребенок сам в состоянии выбирать одежду или подарок на день рождения. Прислушайтесь к его желаниям. Ребенок точно знает, с кем хочет дружить и какие кружки посещать. Конечно, в какие-то процессы родители обязаны вмешаться и сохранять свой авторитет. Но при этом стоит объяснить малышу, почему нужно сделать именно так, а не иначе.

С возрастом необходимо уменьшать контроль за чадом и повышать уровень его автономности и право выражать свое мнение. Таким образом происходит естественная сепарация малыша от родителей.

Начиная с небольших отступлений, ребенок будет ощущать степень ответственности за свои действия, а также возможность реализовывать собственные пожелания. Если он не ощутит свободу, то не будет открыт к формированию своего мнения.

Меньше контроля

Родители обычно слишком контролируют детей, навязывают им свое мнение, принимают решение за них. Не стоит придумывать множество запретов и бесполезных правил, иначе ваш ребенок так и не научится отстаивать собственные желания. Дайте возможность сыну или дочери самостоятельно выбрать, что надеть, кого пригласить на день рождения, с кем идти гулять, в какие кружки ходить.

Безусловно, не стоит давать полную волю ребенку и не вмешиваться в его жизнь. Но, если вы установили какое-то правило, аргументируйте его, а не говорите: «Будет так, как я решил». Побеседуйте с сыном или дочерью, выслушайте его мнение, и тогда ребенок будет знать, что его слова что-то значат для родителей.

Алевтина, мама 10-летней Вероники:

Разговаривайте с ребенком

Чтобы дети научились формулировать и высказывать собственное мнение, каждый день беседуйте с ними о том, что произошло, какие книги они прочли, какие впечатления получили.

Выберете одну интересную тему для разговора, например, обсудите фильм, который вы посмотрели всей семьей. Пускай ребенок выскажет свое мнение о фильме. Обязательно интересуйтесь, почему сын или дочь думают именно так, и какие аргументы может привести. Что будет, если в конкретной ситуации выбрать альтернативное решение? Почему ребенок считает, что именно такой выход – лучшее, что можно сделать?

Елена, мама 13-летнего Вани и 11-летнего Даниила:

Практикуйте принятие

Если отец с матерью постоянно критикуют мысли и чувства ребенка, спорят, читают нотации, давят на психику, оскорбляют, объявляют неприемлемыми нормальные проявления волнения, гнева, счастья, сексуальности, желания и страха, ребенок будет все сильнее отвергать свое «я».

Популярные статьи  Полезно ли спать днем

Спросите себя: может ли ваш ребенок свободно и открыто выразить свое мнение, не боясь, что его накажут, обзовут тупым или высмеют?

Как сформировать у ребенка свое мнение

Мало найдется столь же действенных для здорового детского развития родительских подходов, чем формирование у ребенка ощущения, что его натуру, темперамент, интересы, мысли и устремления принимают, даже если не разделяют их.

  • Родитель может быть спортсменом, а ребенок нет — или наоборот.
  • Родитель может быть артистичной натурой, а ребенок нет — или наоборот.
  • Родители могут жить в ускоренном ритме, а ребенок в неспешном — или наоборот.
  • Родитель может быть дисциплинированным, а ребенок нет — или наоборот.
  • Родитель может быть экстравертом, а ребенок интровертом — или наоборот.
  • Родитель может быть «светским», а ребенок не очень — или наоборот.
  • Родитель может любить конкуренцию, а ребенок нет — или наоборот.

Совершенно нереально, чтобы родители восхищались каждым актом самовыражения маленького существа. Однако принятие и не требует радости, комфорта или соглашательства.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми

Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность

Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь

Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно

Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Снижайте степень контроля

Порой мы излишне опекаем детей. Подменяем их мысли и желания нашими. Навязываем кучу несправедливых запретов и правил. Контролируем каждый шаг. Позвольте ребенку самому искать свой путь! Например, пусть сам выбирает, что надевать в школу, с кем дружить, как отмечать дни рождения, в какую секцию ходить.

Конечно, это не значит, что нужно снять все ограничения и разрешить ребенку всегда поступать по-своему. Есть ситуации, когда вмешательство родителей необходимо. Но, по крайней мере, старайтесь объяснять, почему вы установили те или иные правила («потому что я так сказал» — не аргумент).

Сто́ит интересоваться у детей, что они думают по поводу озвученного правила или ожидания. Когда вы пытаетесь понять точку зрения ребенка, он видит, что его мнение ценят и что родители готовы взглянуть на ситуацию с его позиции.

По мере взросления ребенка предоставляйте ему чуть больше свободы и автономности действий, чем он привык. Начните с маленьких уступок и, если он справится, продолжайте снижать уровень контроля.

Скажем, раньше вы настаивали, чтобы ваша дочь сначала разобралась с уроками, а потом играла, но теперь она научилась лучше распределять свое время, а потому логичнее будет просто следить за тем, чтобы она выполнила домашнее задание до того, как пойдет спать, а когда именно она это сделает, она может решать сама.

Будьте готовы помочь ребенку действием или советом, если такая потребность возникнет, но дайте ему возможность принимать и собственные решения!

Поощрение самостоятельности

Родителям намного проще самим принять за ребенка решение, чем дать им право выбора. Но как малыш научится делать правильный выбор, если взрослые не дают ему такой возможности? Взрослые могут подсказать, аргументировать, но ни в коем случае не навязывать собственную точку зрения, которую они считают единственно верной.

Если ребенок оказался в сложной ситуации, в первую очередь, выслушайте его, а уже потом ищите совместными усилиями подходящее решение. Дайте возможность сыну или дочери сделать свои выводы, допустить собственные ошибки. Ведь, как известно, на ошибках учатся.

Олег, отец 15-летнего Максима:

Учитывайте возраст ребенка

1. Миллион «почему», или 3-5 лет

Осваивать новые знания дети начинают еще в детском саду. «Почемучек» 3-5 лет интересует каждая мелочь, которую он видит, а потому заставлять его учиться вам не придется

Здесь важно набраться терпения и пытаться удовлетворить любопытство малыша простыми и доступными для его понимания объяснения. Ни в коем случае не игнорируйте и не отвечайте с раздражением в голосе, иначе вы отобьете охоту к учебе и заложите негативный опыт приобретения знаний. Используйте каждое «почему» как возможность поддержать родительский авторитет, развить мышление, воображение и память ребенка, а также дать ему понимание, что быть любопытным, умным – это здорово!

Популярные статьи  Измени мышление, и ты изменишь жизнь. Почему и как это работает?

Используйте каждое «почему» как возможность поддержать родительский авторитет, развить мышление, воображение и память ребенка, а также дать ему понимание, что быть любопытным, умным – это здорово!

2. Западня для дошколят, или 5-6 лет

В этом возрасте дети активно готовятся к поступлению в первый класс

Частая ошибка родителей – начинать учить малыша арифметике, письму, чтению, совершенно не принимая во внимание степень зрелости его аналитического мышления и используя сомнительные методики. Из-за высокой перегрузки затормаживается развитие зрительно-моторной координации, ухудшаются способности к концентрации внимания и саморегуляции поведения. В результате ребенок попадает в западню: в последствие он будет с трудом высиживать целый урок, неправильно понимать инструкции к заданиям, начнутся проблемы с дисциплиной и оценками

В результате ребенок попадает в западню: в последствие он будет с трудом высиживать целый урок, неправильно понимать инструкции к заданиям, начнутся проблемы с дисциплиной и оценками.

Дошколята хотят не столько узнать что-то новое, сколько почувствовать себя успешными, знающими. Если поставить малыша в положение неуспеха, постоянно показывать, что ему далеко до идеала, предъявлять завышенные требования, об учебной мотивации можно забыть. Низкая самооценка, боязнь провала, отсутствие веры в себя, просто не дадут ребенку успешно учиться.

3. Школа начинается, или 7-10 лет

Во время школьных уроков дети постоянно оказываются в ситуациях «не знаю» и «не умею», а потому умение справляться с учебными трудностями являются неотъемлемой частью учебного процесса. Овладение этим умением становится основной задачей в начальной школе.

Как вы можете помочь ребенку? Во-первых, организуйте школьнику удобное рабочее место, где его ничего не будет отвлекать. Во-вторых, оказывайте ему помощь: напомните, что надо сесть за уроки, найдите справочную литературу, разберите вместе условия задачи или подскажите, как нарисовать схему… Это не значит, что вы выполняете за учителя его работу, вы помогаете самостоятельно применять новые знания, поскольку ребенку трудно и даже немного страшно. В-третьих, поддерживайте малыша, замечайте его маленькие успехи, не скупитесь на похвалу. Одно ласковое слово мотивирует намного эффективнее, чем тысячи упреков, угроз и запретов.

Кризис 1 года

Ребенок начинает ходить, у него меняется видение окружающего мира, появляется большая свобода, возрастет самостоятельность. Для родителей заканчивается относительно спокойное время. Ребенок нуждается в создании безопасной среды, для свободного исследования мира. Он уже не так управляем взрослыми

Родителям важно менять свои взаимоотношения с ребенком, поддерживать его любознательность и самостоятельность. Если в семье есть старший ребенок, и разница в возрасте детей небольшая, до 3х-4х лет, то в этот период могут возникать осложнения во взаимоотношениях детей

Важна позиция взрослых, их стремление помочь детям в формировании партнерских отношений с учетом возраста и характера каждого ребенка, с соблюдением их интересов и не в ущерб друг другу. В возрасте 1года -1,5 лет взрослым необходимо начинать учить ребенка «границам»

Это тонкий психологический момент воспитания для одних родителей естественен, другие не обращают на это внимание, а некоторые очень жестко начинают ограничивать ребенка ради его безопасности.

Случай из практики.

Семья с двумя детьми, сын 5 лет и дочь 1.5 года, обратилась за консультацией к психологу, в связи с жалобами воспитателей детского сада на агрессивное поведение мальчика по отношению к другим детям группы

Родители не сразу обратили внимание на замечания педагогов, т.к. дома ребенок вел себя хорошо

Со временем агрессия стала возникать и дома. Негативные реакции ребенка проявлялись во время занятий с мамой, игр с сестрой, по вечерам в отношениях с отцом. Психологу понадобилась не одна встреча, чтобы разобраться в тонкостях взаимоотношений в семье, чтобы построить доверительные отношения с мальчиком и помочь родителям увидеть семейную ситуацию глазами сына. Родительская требовательная позиция по отношению к сыну, на фоне конкуренции за родительское внимание с сестрой, разрушила теплоту детско-родительских отношений и сформировала негативные формы поведения у мальчика. Потребовалась длительная работа специалиста со всеми членами семьи для коррекции поведения ребенка дома, в детском саду и закрепления положительных форм взаимодействия между членами семьи.

Как научить ребёнка спорить?

Дело в том, что у детей не возникает мотивации к спору – они верят всему, что говорят взрослые. Зачастую мнение маленького человека не учитывается в семье, что подавляет желание в дальнейшем высказывать свою точку зрения. Однако науке спора лучше научиться в детстве.

Если человек не имеет своего мнения, он перестаёт быть личностью. Согласитесь, вне зависимости от возраста, статуса и пола человек может ошибаться

Поэтому важно научить ребёнка слышать окружающих, уважать их позицию, делать выводы и принимать решение самостоятельно, аргументируя свои действия

Чтобы ребёнок не попал под чужое влияние, родителям следует создавать ситуации, в которых бы у малыша формировалось собственное мнение. В первую очередь, научите ребёнка думать и мыслить логически.

Например, отвечайте вопросом на вопрос. Среди взрослых подобный диалог считается дурным тоном, но в отношении ребёнка может вполне дать действенный воспитательный эффект. Малыш спрашивает:

— Где моя спортивная форма?

— Куда ты её клал последний раз?

Ребёнок начинает выстраивать цепочку последовательных действий, куда могла «перемещаться» спортивная форма после последнего урока физкультуры в школе. Таким же образом можно искать любимые игрушки. Главное делать это самостоятельно и в какой-то момент всё обязательно будет найдено!

Как сформировать у ребенка свое мнение

Устраивайте «дни желаний». Вопрос, какое из ограниченного числа блюд ребёнок будет есть на завтрак, уже давно должен стать закономерным. В выходные дни позвольте малышу пофантазировать на предмет необычных блюд, спросите, как ребёнок хочет провести время. Обсуждайте и принимайте мнение маленького человека, пусть и с незначительными корректировками.

Как правило, вопросы, начинающиеся со слов «почему» и «зачем», из уст взрослых звучат с негативным подтекстом: «Почему запачкался?», «Зачем включил телевизор, если не выучил уроки?»  Поменяйте контекст на позитивный: «Почему ты хочешь кататься на роликах, а не на самокате?» Слушайте ответ и хвалите за высказанные аргументы. 

Популярные статьи  Витамин Биотин: краткое руководство по применению

Даже в мелочах интересуйтесь мнением ребёнка: «Тебе нравится, как посадили цветы на клумбе?», «Тебе нравится тот креативный новогодний костюм у мальчика? Ты бы хотел себе что-то подобное? Почему?».

Когда ребёнок научился высказывать свое мнение, можно поиграть в игру «У кого больше доказательств». В процессе диалога каждый должен привести как можно больше аргументов: «почему полезно читать», «почему хорошо иметь много друзей», «чем полезно умение ездить на велосипеде» и так далее.

Выслушивайте мнение малыша до конца, похвалите словами: «Хорошо, ты меня убедил».

Наблюдайте, как формируется мнение ребёнка, но не переусердствуйте: в споре должна победить истина, а не упрямство.

Как сформировать у ребенка свое мнение

Законодательство в сфере защиты детей

Права несовершеннолетних детей регулирует международное и российское законодательство.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод – это основной международный нормативный правовой акт, закрепляющий права человека.

Положения Конвенции устанавливают, что каждый человек имеет право на жизнь, на личную неприкосновенность, свободу мысли и выражения мнения.

Все важнейшие права ребенка закреплены Конвенцией о правах ребенка. Статья 12 Конвенции содержит положения о том, что государство должно обеспечить несовершеннолетнему право свободно выражать свои мысли.

В российском законодательстве основные права человека содержатся в Конституции Российской Федерации, а права несовершеннолетних                        детей – в Семейном кодексе Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации определяет, что каждому человеку от рождения гарантируется свобода слова, мысли и выражения своего мнения.

В статье 57 Семейного кодекса Российской Федерации содержится информация о том, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении любого семейного вопроса.

Не критикуйте

Если родители постоянно критикуют ребенка, видят только плохие его стороны, не поддерживают в принятии собственного решения, он будет отвергать собственное «Я» и приобретет заниженную самооценку. Ребенок не должен бояться высказать свое мнение, особенно родителям. Взрослые не должны высмеивать, обзывать и наказывать детей. Принимайте сына или дочь такими, какие они есть, ведь это самостоятельные личности, а не ваша собственность.

Родители могут хотеть видеть своих детей успешными адвокатами, спортсменами, музыкантами. Но это не значит, что они выберут такое будущее, которое вы для них распланировали.

Ольга, 27 лет:

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Успешное действие

Однако на ребёнка можно повлиять. Например, вы знаете, что ваше чадо мечтает о велосипеде. Конечно, это не самая дешёвая вещь, и на неё нужно копить какое-то время. Вы можете поступить следующим образом: попросить ребёнка откладывать карманные деньги на эту покупку, пообещав взамен доложить определённую сумму. Мотивировать формировать накопления таким образом — вполне рабочий вариант. Действуйте не через ограничение, а через стимулирование.

Но я настаиваю на том, что ребёнку нужно дать разбить лоб. Ошибки, совершённые вашим ребёнком, дадут ему бесценный опыт и понимание того, на что действительно стоит тратить деньги.

Что в итоге

Ассертивность — это комплекс навыков, который помогает человеку не зависеть от чужих оценок, высказывать собственное мнение, выражать несогласие и нести ответственность за свои поступки и жизнь в целом.

Чтобы развить их у ребёнка: 

  • воспитывайте его самостоятельным;
  • разрешайте не соглашаться;
  • валидируйте страх;
  • объясните, что взрослые тоже бывают не правы;
  • укрепляйте самооценку;
  • воспринимайте его как ассертивную личность. 

Ассертивность прорабатывается и у психолога. Если ребёнок чрезмерно стеснителен, боится заявить о себе и выделиться — предложите ему встречу со специалистом. Не стоит прямо говорить: «Мы идём к психологу». Расскажите, что это будет интересная встреча, где ребёнок научится чему-то новому. Упор на игровую тематику — залог того, что ребёнок не испугается похода к специалисту.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ученики могут записываться на консультацию к психологу, чтобы разбирать проблемы взросления, учебные ситуации, тревожные мысли и многое другое.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Как сформировать у ребенка свое мнение
Зеленые ногти и заболевание псевдомония: причины, диагностика и варианты лечения