Стоит ли хвалить ребенка и как это правильно делать

Содержание

Советы мамам:

Стоит ли хвалить ребенка и как это правильно делать

Хвалите ребенка за конкретные действия.

Помните, что нужно обращать внимание на поступок, а не на личность. Добавлять к слову «Ты молодец!», определение, почему он молодец

Ребенок должен слышать за что конкретно его хвалят.

Хвалите эмоционально, добавляя жесты и мимику.

Искренняя радость сопровождается жестами, мимикой. Улыбайтесь, обнимайте ребенка, пусть он слышит не только слова, но и видит радость и гордость в ваших действиях.

Не сравнивайте с другими

Очень многие родители даже не замечают как используют сравнение ребенка с другими. Это вредная привычка в воспитании детей, и от нее нужно избавляться

Своего малыша нельзя ни в коем случае сравнивать с другими детьми, особенно акцентируя внимание на вещи, которые он делает лучше других. Так у ребенка развивается чувство превосходства

И если похвала идет только от родителей, в будущем ему будет сложно принимать факт, что другие не считают его таким уж молодцом.

Не критикуйте других детей

Не ставьте своих детей выше других, особенно у всех на глазах. Ребенок будет пытаться все время делать все лучше того, перед которым его похвалили. При этом в неудачах он будет винить не себя, а именно этого «соперника».

  • Не сравнивайте с собой
  • Не смешивайте критику и похвалу.

Не нужно после хвальбы говорить, что можно было сделать лучше.

  • Не ждите совершенства. Никто не идеален. И ребенок уж точно все сделать полностью так как вы хотели не сможет.
  • Хвалите, но в меру. Чрезмерная похвала может вызвать противоречивые эмоции у ребенка

Чтобы ребенок был счастливым его нужно хвалить. Но нужно правильно подбирать слова, не перехваливать и сдерживать свой напор. В любом случае, похвала с нужной интонацией поднимет ребенку настроение и замотивирует на новые свершения.

Хвалим правильно

  • Хвалить надо с искренностью, с полной серьезностью, не использовать насмешек и говорить четко, понятными для ребенка словами.
  • Хвалить за то, чего он действительно заслужил, за то, что он сумел сделать приложив при этом усилия.
  • Ни в коем случае никогда и ни с кем не сравнивать успехи своего ребенка.
  • Не перебарщивать с хвальбой, ее не должно быть очень много. Но и совсем не хвалить нельзя, может развиться комплекс неполноценности.

Важно помнить, что это для вас сложить вещи, выбросить мусор — это очень легко, а для ребенка это настоящее достижение, он заслуживает похвалы даже за небольшие достижения, но все нужно делать в меру, не перебарщивать. Главное, никогда не забывайте, что хвалить своего ребенка очень важно

Именно благодаря оценкам поступков вашего ребенка, должна формироваться его дальнейшая оценка личности. Такой способ хвальбы по мнению профессионалов является наиболее правильным. Допустим, если ребенок научился правильно застегивать пуговки, одевать шапку, завязывать на кроссовках шнурки, обязательно похвалите его, за то, что он старался, был настойчив, а в конце обязательно скажите ему какой он умничка. Такое отношение позволит идти ребенку правильным путем, разбираться в том какие поступки хорошие, а какие делать не стоит

Главное, никогда не забывайте, что хвалить своего ребенка очень важно. Именно благодаря оценкам поступков вашего ребенка, должна формироваться его дальнейшая оценка личности

Такой способ хвальбы по мнению профессионалов является наиболее правильным. Допустим, если ребенок научился правильно застегивать пуговки, одевать шапку, завязывать на кроссовках шнурки, обязательно похвалите его, за то, что он старался, был настойчив, а в конце обязательно скажите ему какой он умничка. Такое отношение позволит идти ребенку правильным путем, разбираться в том какие поступки хорошие, а какие делать не стоит.

Важно еще, конечно, чтобы родители сами понимали, что хорошо, а что плохо, когда ребенок заслуживает хвальбы, а когда хвалить его не стоит. Умение правильно похвалить, очень важная часть процесса в воспитании ребенка и формировании его личности.. Если все делать правильно, то ребенок обязательно вырастет человеком самостоятельным, уверенным в себе и способным радоваться жизни, даже по мелочам

Главное – это найти правильный подход к его воспитанию

Если все делать правильно, то ребенок обязательно вырастет человеком самостоятельным, уверенным в себе и способным радоваться жизни, даже по мелочам. Главное – это найти правильный подход к его воспитанию.

Как правильно, когда и за что хвалить детей — рекомендации психолога

Важно понимать, как хвалить детей. Советы психологов в этом случае практически одинаковые — хвалить только по делу, например, за отличную работу по дому или за хорошую оценку

Не игнорируйте достижения.

Также похвала должна быть безусловной. То есть, нельзя сравнивать воспитанника с другими. Также не допускаются уточнения вроде «но…». Желательно хвалить детей без перехода на личности. Это же касается и осуждения поступков.

Мальчиков

Хвалите мальчиков за их поступки, а не их самих. Некоторые мамы употребляют чрезмерно много фраз со словами «умный», «красивый», «лучший». Но это способствует развитию высокого и не обоснованного самомнения. Ему начинает казаться, что он и так лучше всех, и дальше не нужно стараться. Побуждайте мальчиков к совершенствованию и оценивайте результаты его работы. Это не значит, что такие слова не стоит употреблять вовсе, а делать это уместно. Вместо того, чтобы называть его солнышком, покажите гостям машинку, которую он сделал из конструктора. Для него это лучшая похвала.

Оценивайте старания, даже если они не увенчались успехом. Ничего страшного, что он не выиграл в конкурсе в детском саду, зато старался и несколько дней усердно готовился.

Девочек

Не слишком часто акцентируйте внимание на красоте дочери. Из-за этого у неё сложится ложное представление, будто именно красота, а не ум и упорство является ключом к успешной жизни

При общении с девочками важную роль играют эмоции. Обычное слово «спасибо» можно сказать разными интонациями. Иногда важнее то, как человек говорит, а не что.

Стоит ли хвалить ребенка и как это правильно делать

Как правильно похвалить ребенка

Хвалить не результат, а старание. «Видно, что ты вложился в эту работу». Дайте понять, что пусть сейчас результат не каждого усилия очевиден, они все же работают на прогресс человека: «В другой раз тебе будет легче с этим справиться».
Не говорить общих слов, быть конкретными. Вместо «красивый рисунок» лучше сказать «Тебе удалась уверенная линия горизонта».

Говорить о том, что поддается контролю ребенка. Бессмысленно отмечать то, с чем ты родился

Важно отметить то, на что человек может повлиять. Не «У тебя блестящий математический ум», а «Ты смог сосредоточиться и внимательно отнестись к задаче».

Не врать

Не стоит придумывать то, чего нет. Дети прекрасно чувствуют искренность, а похвала, данная просто так, в будущем может и вовсе подорвать веру в себя: «Раз взрослый врет, может быть, меня не за что хвалить в реальности?» Поэтому не «Ты самый гениальный футболист на Земле», а «Как четко ты попал в перекладину! Я поражен твоим ударом!»

Бывает и так, что родителям действительно нечего сказать. Вы честно пытаетесь вспомнить прошедшую четверть, но в голову ничего не приходит. Вы не можете похвалить даже почерк — хотя бы потому, что дневник электронный.

Не оставлять же ребенка без обратной связи

Важно дать понять, что его работа для вас важна, вы ее видите и оцениваете. Мы собрали список вещей, за которые нужно хвалить человека, чтобы сформировать ответственный подход к учебе — это будет гораздо правильнее, чем хвалить за оценки, которые всю четверть расставляла МарьИванна

Общее правило похвалы

То, что вы в человеке видите и отмечаете, он присваивает и культивирует. А так точно появляется шанс привить правильное отношение к учебе.

Кое-где мы позволили себе иронизировать, но помните — все перечисленные качества страшно важны для познания и развития вообще.

Итак, вот за что стоит похвалить вашего школьника.

Зависимость от оценок

Некоторые дети всячески «напрашиваются» на похвалу: «Посмотрите, как я умею! Вам нравится? Скажите, у меня хорошо получается?». Они бывают очень настойчивы, при этом им недостаточно реакции: «Да я вижу, что ты сделал. Ага, угу, хм». Они добиваются определенной оценки: нравится, класс, шедевр!

Это результат того, что родители не скупились в свое время именно на оценки, ярлыки. Представим ситуацию: ребенок собирает постройку из конструктора. Родитель хочет, чтобы ребенок играл и развивался, его задача — поддержать ребенка в идее творчества и моделирования. Как ни странно, большинство родителей для «стимулирования» снова выбирает слова-оценки: «Молодец, хорошо, правильно получается»! И девяносто процентов родителей не могут наблюдать без вмешательства, начинают руководить строительством, исключительно из добрых побуждений: «Нет, ты не туда поставил, лучше сюда. А давай так сделаем! О, вон ту деталь сюда ставь, а эту сюда! Правильно, молодец!».

Именно так постепенно и формируется зависимость от похвалы. Когда у ребенка мало пространства для собственных решений, когда родителям постоянно «лучше известно» и они не скупятся на оценки — хоть позитивные, хоть негативные — со временем ребенок пытается угадать, что родитель одобрит, а что нет? «Мама, мне красным карандашом платье разукрашивать или синим?», «Мне это делать или то?», «Мне так делать или по‑другому?» — подобные вопросы говорят не только о неуверенности ребенка, но и об ориентации на мнение родителей.

Зависимость от оценки окружающих более всего опасна тем, что у человека размываются внутренние критерии, он не чувствует, что ему нравится, а что нет. Он смотрит на других, и в их глазах ищет ответы на свои вопросы. Так теряется контакт с собой, внутренняя устойчивость и доверие к самому себе. А какова альтернатива? Как тогда хвалить ребенка?

«Я вижу тебя»

Какими словами похвалить ребёнка? Лучше всего, поздравив его с выполнением задания, использовать в обсуждении результата феноменологический подход: описать то, что сделал ребёнок, найти какие-то особенности этой работы

И важно не оценивать ни ребёнка, ни результат его работы

Например, вы видите рисунок с домиком и девочкой. Вы можете сказать примерно следующее:

— Ты нарисовала домик и девочку. Домик жёлтый. Он очень аккуратно раскрашен. А у девочки розовое платье, как у тебя. Вот это дерево около дома, оно прямо как живое получилось. Кажется, что ветерок шевелит листья. И много цветов на рисунке. Все они яркие, разноцветные. Очень жизнерадостный рисунок. У меня улучшается настроение, когда я на него смотрю.

Что говорит взрослый? Он не только описывает рисунок, он говорит гораздо больше: «Я вижу тебя, я вижу твой рисунок, я внимателен к тебе, и ты мне интересен. Мне интересен твой внутренний мир и содержание твоей работы».

Если мы говорим, что рисунок красивый, значит, подразумевается, что другой рисунок может быть некрасивым. И тогда ребёнок всеми силами старается соответствовать и рисовать именно красивые рисунки. А ведь творчество безгранично, и иногда важнее нарисовать что-нибудь страшное, нежели прекрасное. Ребёнок может рисовать свои страхи, обиды, гнев, злость, раздражение. И в этом случае слова взрослого о красоте рисунка будут звучать скорее как непонимание ребёнка и даже пренебрежение к его внутреннему миру.

Если он приносит вам лист, почти целиком замазанный краской — как можно похвалить ребёнка? В этом случае взрослому лучше опять обратиться к феноменологии и сказать, например:

— На этом рисунке много чёрного (зелёного, красного). Кажется, тебе хотелось всё зарисовать.

Такие слова дают возможность ребёнку почувствовать принятие со стороны взрослого. Давайте стараться не только хвалить работы ребёнка, но и видеть их.

Что такое правильная похвала

Просто похвала — это одобрение, за которым часто скрываются родительские ожидания. Правильная похвала — это поддержка. Она опирается на факты и подчеркивает ценность приложенных усилий. 

Похвала  Поддержка
Ты такой умный! Ты приложил столько усилий, чтобы разобраться в этой теме, я так тобой горжусь!

Похвалу часто называют оружием родительской любви, потому что ее используют для закрепления желаемого поведения. Например, мама хвалит дочку: «Ты такая молодец, что закончила четверть на пятерки!». Она говорит это, потому что хочет, чтобы дочка всегда была отличницей, считает, что это поможет ей в будущем. А в итоге дочка думает, что она хорошая только если учится на «отлично». Однако оценки — это не гарантия будущего успеха, а показатель того, как ребенок подготовился к уроку. Оценки не характеризует его как личность, а просто показывают, сколько усилий он приложил, чтобы выучить математику или английский. В этом и заключается разница между просто похвалой и поддержкой: в первом случае родители поощряют детей за хорошее поведение, во втором — за старания. 

Родители обычно хвалят детей за желаемый результат, например за те же пятерки, или за «правильное» поведение — например за то, что ребенок убрался в комнате. А поддержка всегда направлена на усилия. Если ребенок принес в дневнике пятерку, не стоит говорить ему, что он молодец. Правильная похвала будет выглядеть так: «Ты так старался, чтобы подготовить доклад! Я рада, что ты справился. Расскажи мне, что интересного ты узнал?». 

Родители, которые оценивают только результат, не обращают внимания на усилия ребенка. И если ребенок готовился к контрольной, но получил тройку, они, скорее всего, будут ругаться или просто промолчат. Родители, которые поддерживают ребенка, делают это в любых обстоятельствах, а не только когда все хорошо. Например, в ответ на тройку в дневнике они скажут: «Я знаю, что ты усердно готовился и сделал все что мог. Хочешь, разберем контрольную вместе?». Это помогает ребенку не переживать о неудаче и не сдаваться. 

Хвалить или не хвалить?

«Похвала нужна ребенку как воздух», — с этим утверждением согласятся не все. Например, известный педагог Мария Монтессори считала, что ребенок естественно стремится к развитию и хвалить его для этого необязательно. На занятиях по этой системе хвалить не принято, дети сравнивают свой результат с образцом и сами видят, насколько они справились с заданием. Однако на этих же занятиях царит атмосфера свободы выбора и отсутствия критики.

Если родители способны прожить без принуждения и наказаний, то, возможно, они смогут использовать опыт Марии Монтессори и обойтись без похвалы. Однако большинство из нас балансируют между кнутом и пряником. Если задуматься, то для чего мы хвалим ребенка?

  • Чтобы ребенок верил в свои силы
  • Чтобы он знал, что родители его видят и ценят
  • Чтобы стремился делать хорошие дела и не делать плохие
  • Чтобы малыш быстрее обучился новому
  • Чтобы он хорошо относился к самому себе

Цели вполне достойные, осталось понять, какими методами их легче достигнуть. Доброе слово, безусловно, приятно всем. Но оно бывает разным: стоит различать похвалу-оценку и похвалу-поддержку. Различия между ними очень тонкие, но всё же они есть.

Как быть с похвалой?

Бесспорно, ребенку очень нужна позитивная обратная связь от родителей и похвала является методом позитивного подкрепления — мы поощряем словом за действия или поступки, которые хотим, чтобы ребенок продолжал выполнять. 

Делая это более осознанно, мы сможем избежать побочных эффектов от похвалы и сделать её более эффективной для ребёнка. Как же правильно хвалить?

1. Следить за фокусом своей похвалы

Как не нужно. Когда мы говорим «Ты замечательно справился, ты очень умный», наши слова — своеобразное «поглаживание эго» ребенка, они как бы награждают его правом расслабиться. Что здесь плохого? Как мы уже отметили, эти слова не мотивируют ребенка выполнить задачу еще лучше. Более того, в следующий раз причиной неудачи для ребенка будет нехватка интеллектуальных качеств: не смог — значит, «не умный». 

Как правильно? Такое поощрение, как «Ты замечательно справился, тебе пришлось очень серьезно потрудиться» возвышает реальные волевые заслуги ребенка, что повышает его стремление в будущем продолжать проявлять упорство в делах, а неудачи будут восприняты им только как недостаточное старание со своей стороны.

2. Выбирать правильное поощрение 

Помните, когда спортивные тренировки оправдывают лакомства, вы набираете вес, вместо того, чтобы сбрасывать его

Именно поэтому так важно выбрать правильное поощрение, не идущее вразрез с самой целью

Как не нужно. Пример неправильного поощрения: «Если ты выполнишь все примеры без ошибок, я разрешу тебе сегодня играть в компьютерные игры без ограничений».

Как правильно? Пример правильного поощрения: «Если ты будешь ходить на тренировки по боксу более трех месяцев без прогулов, я куплю тебе самые лучшие боксерские перчатки или оплачу расходы на поездку на соревнования».

3. Проявлять интерес к деятельности ребенка, а не к его успехам

Как не нужно. Рассматривая детский рисунок, попробуйте не оценивать его фразами «Красиво!» или «Как здорово!»

Как правильно? Постарайтесь рассмотреть рисунок как следует и делитесь с ребёнком тем, что вы видите на нём, а также задавайте вопросы. Так вы начнете присутствовать в его мире, и именно такое присутствие помогает ребёнку понять, что он вызывает у вас интерес, что вы думаете о нём.

Внимание взрослого к ребенку повышает самооценку ребенка и утверждает его в собственной значимости. Говоря с ребенком о его увлечениях, учебе, тренировках не забывайте проявлять интерес к самому ребенку, не фокусируясь только на его достижениях в деле. В конце концов, это лишь одна деталь целого пазла его внутреннего мира

В конце концов, это лишь одна деталь целого пазла его внутреннего мира.

4. Оставлять ребенку шанс самому оценивать свои поступки 

Как не нужно. Пристрастием давать положительную оценку ребенку («Молодец!») по каждому поводу мы формируем у него зависимость от похвалы. Ребенок начинает ориентироваться на нашу оценку и считать правильным поступком только тот, за который его похвалили или похвалят. Так он теряет уверенность в себе, ощущает потерю смысла собственной деятельности без одобрения со стороны. Его поступки уже не хороши сами по себе, а нужны только для того, чтобы получить одобрение мамы

Происходит обесценивание эмоций ребенка, полученных от самого действия, он начинает думать примерно в таком ключе: «Не важно какие я испытывал чувства, когда делал это и мотивы моих действий тоже не важны, важно только то, что мама довольна». 

Как правильно? Оставляйте пространство для того, чтобы ребенок мог сам думать и оценивать свои действия и поступки. Не стремитесь к тому, чтобы оценивать каждый его шаг. Применяйте похвалу только в особенных случаях, когда ребенок делает что-то по-настоящему сложное для его возраста, делится своими игрушками или проявляет терпение.

Популярные статьи  Все способы снятия наращенных ресниц, можно ли снять самостоятельно

Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Советы психологов

Рассмотренные приемы, помогут родителям разобраться, как хвалить своего ребенка. Каждый родитель может использовать тот прием, который будет уместен в сложившейся ситуации. Но существует табу, которого должны придерживаться все взрослые, если хотят сделать похвалу действенным приемом в воспитании детей.

Какие «нельзя» должны учитываться в воспитании

Стоит ли хвалить ребенка и как это правильно делать

  • Нельзя использовать сравнение между ребятами.
  • Нельзя ставить собственных детей выше остальных, говорить, что ребенок рисует или убирает лучше, чем его сверстник. Ведь в дальнейшей жизни чадо будет стремиться избежать сложных задач, чтобы не совершить ошибки, которые совершили его сверстники.
  • Категорически нельзя сравнивать между собой детей одной семьи, сестер и братьев. Если старший ребенок легко воспринимал математику, то не нужно говорить младшему об этом. Возможно, что у него совершенно другие способности, ведь все дети не могут быть одинаковыми. Тем самым родители будут оказывать плохое влияние на обоих детей, у старшего будет неоправданно повышаться самооценка, а у младшего произойдет обратный эффект.
  • Нельзя смешивать похвалу и критику. Иногда родители могут похвалить, а потом указать на совершенные ошибки и сообщить, где нужно было сделать лучше. Критику ребенок обязательно запомнит надолго, а от похвалы не останется следа.
  • Нельзя ждать совершенства или идеального поведения от своего чада, чтобы затем не получать разочарование.
  • Нельзя льстить или преувеличивать заслуги, главное выбрать правильный способ выражения одобрения. Поощрение должно быть наполнено искренностью.
  • Нельзя перехваливать ребенка, у всего должны быть границы. Если чрезмерно захваливать дочь или сына, то дети не будут стремиться делать что-то хорошо, ведь будут уверены в очередной похвале от родителей.
  • Нельзя вспоминать промахи, совершенные в прошлом.

Важно! Дети, которые постоянно ощущают родительскую поддержку, обретают уверенность в собственных силах, могут раскрыть свои таланты и способности

Причем поощрять нужно правильно и грамотно, обращать внимание на небольшие успехи, показывать оценку действиям

Рекомендации родителям

Стоит ли хвалить ребенка и как это правильно делать

Так нужно ли хвалить детей? Может вообще ничего не говорить, как утверждала Мария Монтессори. По мнению итальянского психолога, ребята, в принципе, не нуждаются в похвале. Дети стремятся к познанию мира и созданию нового, поэтому положительные слова не влияют на их потребности. В некоторых детских учреждениях принципиально не поощряют детей, ведь они привыкают к этому, и не в состоянии оценить собственные результаты и достижения. Ребенок может самостоятельно себя проверять, сверять с образцами, чтобы избавиться от сомнений в правильности выполненного поручения. Преподаватели полностью исключают выражение оценки деятельности ребенка.
Можно продемонстрировать собственное присутствие только взглядом или жестом

В некоторых ситуациях ребятам просто требуется понимание, что родители видят их деятельность, они не испытывают потребности в произнесении слов
Главное — мама и папа одобряют его действия.
Можно сообщить малышу, что папа обращает внимание на его деятельность, мама хвалит ребенка за красивые цветы на рисунке. Главное, детям требуется понимать, что родители видят их достижения и старания.
Можно поинтересоваться у чада, что он сам думает о собственном рисунке или выполнении домашнего задания
Вопросы помогут малышу размышлять о собственном труде, правильно оценить ситуацию и конечный результат работы.
Похвалу нужно выражать при помощи собственных чувств и ощущений

Нужно при похвале выразить собственное отношение к труду малыша, не стоит использовать безличные формы положительной окраски, например: «хорошо-хорошо, иди поиграй».
Важно показывать одобрение стараниям и усилиям детей, а не обращать внимание только на итоговый результат. Необходимо оценивать старания, так чадо увидит, что мама оценила его действия и поняла, что ему непросто совершить определенный поступок.
Можно разными способами выражать родительское одобрение действиям малыша, не стоит мыслить строго по стандартам

Естественно, родителям следует говорить слова: «Молодец, хорошо, прекрасно»

Ведь все это показывает исключительно положительные эмоции, не стоит их сдерживать. Однако необходимо расширять диапазон хороших слов, адресованных малышу, а также обязательно сообщать малышу о своей любви и чувствах

Естественно, родителям следует говорить слова: «Молодец, хорошо, прекрасно». Ведь все это показывает исключительно положительные эмоции, не стоит их сдерживать. Однако необходимо расширять диапазон хороших слов, адресованных малышу, а также обязательно сообщать малышу о своей любви и чувствах.

Почему надо хвалить детей?

Похвала — это не только оценка действия, но и выражение любви. Безусловная любовь родителей — это важный фундамент, на котором ребенок строит ощущение «мир безопасен и добр»

В будущем ему понадобятся терпение и осторожность, но младенец находится под защитой мамы. Все, что ему нужно — добрые слова.
Похвала родителей важна для здоровой самооценки и веры в свои силы

«Давай, ты сможешь, ты же у меня такой ловкий», — это хорошая мотивация для ребенка.
Похвала важна как утешение даже, если у ребенка не получилось: «да, в этот раз не вышло, но ты все равно молодец, потому что пробовал и старался».
Похвала просто необходима, так ребенок знает, что он заметен, что его успехи имеют для вас большое значение, а сам он — дорогой вам человек.

Иногда родители боятся хвалить детей, потому что боятся, что они «зазнаются» или возгордятся.

Как найти баланс критики и похвалы

  • Всегда анализируйте факты. Оценить успеет общество, а родитель может понять причины и следствия. 
  • Чувство вины и гордыня формируются быстро. Прежде чем выразить своё мнение, спросите, как к этому относится сам подросток.
  • Следите за режимом, обнимайте ребёнка, говорите с ним и уважайте его. Спокойный ребёнок не сходит сума от похвалы и не падает в обморок от критики. 
  • Младших подростков хвалим за хорошее. Старшим даём конструктивную критику их поступкам. 
  • Похвалите и раскритикуйте для начала себя за свои родительские действия и воспитательские приёмы, проанализируйте, что вам узнать было бы приятно, а за что стыдно. Ребёнку так же. 

Иногда, достаточно взгляда, чтобы понять, осилит ли сейчас ребёнок серьёзный разговор, или, возможно, его грустный вздох скажет больше

Важно помнить, что вы не любите больше, когда хвалите и не любите меньше, когда критикуете. Это важно доносить в ваших словах и действиях. 

Как правильно хвалить ребенка? 7 советов как хвалить ребенка

Стоит ли хвалить ребенка и как это правильно делать

Совет 1

Хвалите ваших детей не только за что-то, но и за старания. И тогда дети поймут, что если стараться, то может не сразу что-то получится. Но в итоге обязательно будет нужный результат. Это ваш вклад в их понимание жизни в будущем. Во взрослой жизни очень часто нам приходится прикладывать усилия без видимого результата.

Совет 2

Никогда не сравнивайте детей с кем-либо. Ваш ребенок индивидуален. Все что он делает, он делает по-своему, как умеет, как знает, в меру своих возможностей. Если сравнивать ребенка с кем-то, из этого он извлечет лишь то, что какой-то там мальчик это делает лучше, и вам родителям об этом известно.

Совет 3

Хвалите детей чаще и искренне. Дети очень легко распознают вранье и лесть. Сопровождайте похвалу своей улыбкой, объятием.

Совет 4

Хвалите не неудачи, а попытки сделать. Даже если в результате у ребенка не получилось ожидаемое, он попытался, осмелился попробовать что-то новое для него. Поддержите его начинания.

Совет 5

Похвала должна быть полной

Обращайте внимание на детали. То есть не «Ах, ты, мой молодец!» и до свидания

А «Вот это у тебя здорово получилось! Ты так старался, придумывал, и у тебя вышел очень красивый замок из конструктора! Как много цветов ты использовал!».

Совет 6

Напоминайте детям об их достижениях и маленьких успехах. Вспоминайте вместе с ребенком, что месяц назад он не мог собрать этот конструктор, а сейчас так легко и красиво это делает.

Совет 7

Подводите итог стараний ребенка. «Ты так старался», «Ты очень внимательно собирал этот замок».

Посмотрите видео «Как хвалить ребенка» (всего 3 минуты):

Как хвалить не надо

Похвала — это важно, и может показаться, что надо хвалить ребенка как можно чаще. Но это не так

Когда родители хвалят ребенка слишком сильно и без повода, они преувеличивают его достижения. 

Если постоянно твердить ребенку, что он самый умный, самый талантливый и вообще лучше всех, он вырастает невротиком. Когда вымышленное не совпадает с реальным, человек чувствует тревогу и вообще эмоционально неустойчив. 

Родители с детства говорили Кириллу, что он самый умный. Кириллу было приятно, и он старался изо всех сил: например, быстро собирал новый конструктор и бежал показывать родителям. Они хвалили его, и мальчик сиял от радости. Но когда Кирилл пришел в школу, оказалось, что он не самый умный: одним одноклассникам лучше давалась математика, другие лучше Кирилла справлялись с заданиями по русскому языку. Мальчик не понимал, почему он перестал быть самым умным, и переживал из-за этого. Родители говорили ему: «Ты очень умный. Просто тебе надо больше стараться, и тогда ты станешь лучшим учеником в классе». Кирилл слышал: «Сейчас ты не самый умный. Ты плохо стараешься и не справляешься». 

Популярные статьи  Медитация на привлечение успеха и процветание в делах

Чтобы ребенок не выпал из реальности, родители сами должны находиться в ней. 

Дети, которых перехвалили, боятся разочаровывать родителей. Из-за этого они не берутся за незнакомые задачи и не доводят дела до конца, если чувствуют, что не дотягивают до условной планки. Такие дети боятся, что если они потерпят неудачу, то потеряют любовь родителей. Поэтому они будут делать всё, чтобы порадовать родителей и ничем их не расстроить — пойдут учиться на специальность, которая нравится маме, выберут партнера, которого одобрит папа. А в результате будут несчастны. 

Вот еще несколько примеров, как не стоит хвалить ребенка. 

Я знала, что у тебя получится. Родитель считает, что таким образом он показывает ребенку, что не сомневается в его умениях. Но на самом деле он обесценивает их. Ребенок будет считать, что все усилия, которые он приложил для достижения цели, незначительны, что он не сделал ничего сложного и гордиться тут нечем. 

Ну что с того, что тебе не дается физика, зато ты пишешь классные сочинения. С одной стороны, мысль заложена верная — нельзя быть одинаково хорошим во всем. С другой, при такой формулировке родители напоминают ребенку о его неудаче, вместо того, чтобы сконцентрироваться на успехах. 

У тебя золотые руки, помоги бабушке на даче. Другой пример: «Ты же у меня такой молодец, помой посуду». Или: «Ты так хорошо с братьями играешь, они только тебя слушаются. Посиди с ними, пожалуйста». Это манипуляции. Родители хвалят ребенка не за умения и приложенные усилия, а потому, что у них есть скрытые мотивы. Они хотят, чтобы ребенок сделал то, что им нужно, поэтому льстят — так ребенку будет сложнее им отказать. 

Все эти фразы влияют на самооценку ребенка: он считает себя хорошим, только если достиг результата, которого от него ожидали. В итоге ребенок вырастает уязвимым к любым неудачам. 

Зачем постоянно хвалить детей

Если вы сомневаетесь, нужно ли хвалить деток, то просто попробуйте мысленно оказаться на их месте. Представьте, что вы полностью зависите от какого-либо человека и всей душой его любите. Он же в ответ только отпускает критичные комментарии по поводу ваших неудач и проступков, но совсем не замечает ваших достижений. Как бы вы себя при этом чувствовали?

Стоит ли хвалить ребенка и как это правильно делать

Для детей дошкольного возраста родители являются главным авторитетом. Они ловят каждое их слово и очень переживают, когда мама и папа ими недовольны. И если ребёнок видит одно недовольство, он делает простой вывод – «меня не любят, потому что я недостаточно хорош». В результате на всю жизнь приобретается неуверенность в себе и нерешительность, связанная с боязнью совершить очередную ошибку. И даже если ребёнок обладает достаточным количеством воли, чтобы попытаться стать для родителей хорошим, он навсегда усвоит, что любовь просто так не даётся: её сначала нужно заслужить. Такой подход чреват большим количеством психологических проблем уже во взрослом возрасте.

Не менее важна похвала для детей постарше. Если действия дошкольника оценивают только родители, причем делают это с любовью и не всегда объективно, то в школе ребёнок сталкивается с более жестокой реальностью. Ему могут не даваться какие-либо предметы, а строгая балльная система будет только подчёркивать разницу в способностях учеников. В этот период ребёнок как никогда нуждается в родительской поддержке и одобрении. Они должны всячески мотивировать его на развитие, показывая, что они в него верят, и что он не хуже других.

Стоит ли хвалить ребенка и как это правильно делать

И даже в самом проблемном подростковом возрасте с помощью похвалы за хорошие поступки можно добиться гораздо больше, чем с помощью постоянной критики и наказаний.

Надеемся, что у вас отпали сомнения в том, нужно ли хвалить детей

Поэтому переходим к другому важному вопросу – за что похвалить, чтобы это дало только положительные плоды

Как дети выглядят в собственных глазах

Похвала складывается из двух компонентов — наших слов и выводов детей. Наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских поступков, намерений, помощи ребенка нам, его понимания и т, д. Нужно облечь наше суждение в такую форму, чтобы ребенок почти безошибочно мог сделать из него реалистический вывод о себе самом. Вот несколько примеров, показывающих, как нужно хвалить детей:

Правильная похвала: “Спасибо за то, что ты вымыл машину. Она теперь сверкает, как новенькая!”

Возможный вывод: “Я хорошо поработал, и мою работу оценили”.

(Неправильная похвала: “Ты просто молодец”.)

Правильная похвала: “Твое стихотворение меня очень тронуло”.

Возможный вывод: “Хорошо, что я умею писать стихи”.

(Неправильная похвала: “Для твоего возраста это неплохие стихи”.)

Правильная похвала: “Книжный шкаф, который ты сделал, такой красивый!”

Возможный вывод: “Я умею плотничать”.

(Неправильная похвала: “Ты хороший плотник”.)

Правильная похвала: “Большое спасибо, ты вымыл сегодня всю посуду!”

Возможный вывод: “Я помог маме”.

(Неправильная похвала: “Ты сделал это лучше, чем наша мама”.)

То, что ребенок скажет о себе в ответ на наши слова, позже он повторит и мысленно. Эти внутренние положительные оценки в значительной степени определяют, как ребенок будет относиться к себе и к окружающему миру.

Хаим Дж. Джайнот,

Как часто хвалить?

Похвалы должно быть в меру. Ее не должно быть много, но и не должно быть мало. И она должна быть уместна.

Многие склонны полагать, что частая похвала побуждает ребенка к стремлению сделать что-то еще лучше. На самом деле частая похвала может вызвать обратную реакцию. Дети будут подсознательно нуждаться в постоянной похвале. У них возникнет зависимость от этого. Им захочется, чтобы хвалили каждое действие.

Как говорят психологи, став взрослыми, захваленные дети будут ждать, когда их погладят по головке за выполненную работу. Они не будут адекватно реагировать на критику, ведь они с детства приучены на каждом шагу слышать: «Какой ты молодец!».

Как не стоит хвалить

Не стоит хвалить ребенка за то, что ему просто далось, за то, что уже дало ему природа. Это похвала не за его труд, и даже не попытку, никак не помогает, скорее даже может быть вредна.
Хвалить ребенка постоянно, без видимой на то причины, или же просто очень часто за одно и тоже, не стоит, так ка ребенок может быстро привыкнуть и постоянно будет ждать, когда его похвалят, это может привести к нарушению психического состояния и постоянной обиды по пустякам. Прекращение хвальбы может вызвать состояние дискомфорта, после чего возникает зависть, ревностное отношение к чужим победам, ребенок в будущем вполне возможно может стать эгоистом.
Ни в коем случае нельзя хвалить ребенка, если что-то получается у него легко, а кому-то, чтобы сделать тоже самое приходится потрудиться. Наказывая одного и в тоже время хваля другого, ставя его в пример первому, их как бы противопоставляют друг другу. Этот факт является как бы несправедливым оцениваем усилий, что может повлиять на психическое состояние ребенка. А еще это уменьшает желание ребенка что-либо делать.
Противопоставляя детей друг другу, родители думают, что делают правильно, но это просто не может заставить ребенка брать пример с другого, которого к тому же не справедливо хвалят

Эта ситуация может спровоцировать соперничество, а оно в свою очередь ни к чему хорошему не приводит, а всего лишь проявляет черты эгоизма.
Очень важно, хвалить за определенный поступок, то что он хорошо сделал, чего смог добиться, а не просто так за то, что сделал в целом. Такое поведение может привести к тому, что у ребенка зависится самооценка, появиться огромное самомнение

Если в будущем ребенок поймет, что он не настолько ценен, как полагал это может вызвать невроз.

В общем, частая хвальба родителей, формирует в ребенке такие черты характера, которые будут требовать постоянного восторга, восхищения его личностью. Психологи полагают, что на то как ребенок сам способен оценить себя в будущем, влияют два обстоятельства, то, что родители говорят своим детям и то, что ребенок сам заключает, на основании всех наших слов.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Стоит ли хвалить ребенка и как это правильно делать
Как научить ребенка убирать игрушки