Тревожная мать: какой вред ребёнку могут нанести излишние переживания?

Содержание

Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»

Взрослые пытаются повлиять на ребенка с помощью уговоров и убеждения, потому что боятся, что нанесут травму, испугают еще больше, если не заручатся его согласием. А согласия тем меньше, чем больше уговоров. Но ведь нормально, что ребенок избегает неприятных и страшных вещей. Жизнь в дальнейшем их будет предоставлять в большом количестве не спрашивая.

Оптимальный вариант — проиграть пугающую ситуацию дома, отрепетировать поход к врачу, репетитору или парикмахеру. Тогда ребенок сам с легкостью и удовольствием отправится на приключение

Репетиция сработает не всегда, поэтому важно говорить уверенным голосом, показать, что ребенок справится. В таких ситуациях допустимо директивно направлять ребенка несмотря на крики и начинающуюся истерику, но делать это нужно доброжелательно и с любовью, избегая насмешек, угроз и заигрывания

Самые бесстрашные дети — это те, кого не спрашивают, но кого поддерживают.

Что делать?

Чтобы помочь повысить самооценку тревожным детям, следует оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу, как можно чаще давать позитивную оценку их действиям. Тревожного ребенка не стоит привлекать к соревновательным играм. Не нужно заставлять его заниматься незнакомыми видами деятельность, не дав вначале посмотреть, как это делают его сверстники. Тревожных детей с флегматическим или меланхолическим типом темперамента не надо подгонять – пусть действуют в привычном для них темпе.

Для снижения уровня тревожности хорошо подходят ролевые игры, в которых ребенок играл бы слабых, трусливых персонажей. Используя прием доведения данной роли до абсурда, ребенок может увидеть свой страх со стороны, уменьшить его значимость. Также тревожному ребенку будут полезны героические роли: с их помощью он приобретает уверенность в том, что справится с трудностями.

При этом важно не только развить игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт в реальной жизни

Детско-родительские страхи

Родители часто удивляются, когда наблюдают у ребенка страх. У них самих таких страхов нет:

  • они не боятся людей и общительны
  • не боятся врачей и уколов
  • не боятся собак
  • отлично держатся на воде

Но проблемы ребенка тонко отражают те области, которые мы (педагоги, родители) можем в себе не замечать. Требуются дополнительные усилия, чтобы оценить свое поведение и изменить его ради спокойствия и адекватного развития ребенка. Такие ситуации я объединяю в четыре группы:

  1. Слияние: «Твой страх — мой страх»
  2. Трансляция родительского переживания ребенку: «Смотри, как я волнуюсь!»
  3. Перекладывание ответственности: «Прими решение сам»
  4. Тут все просто: угрозы, критика, гиперконтроль

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

Проявления заболевания

При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство

Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры. . Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях

Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. 

Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях

Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. . Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах

Его самооценка занижена либо находится на нуле

Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.

Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.

Симптомы неврастении у детей:

  • повышенная нервная истощаемость;
  • рассеянность;
  • неуверенность в себе;
  • нарушение концентрации, внимания;
  • недовольство, капризность;
  • суетливость;
  • возбужденное состояние;
  • приступы агрессии;
  • слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушение режима сна. 

При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует. 

Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.

Страхи-помощники

Во взрослом возрасте мы все знаем, чего нужно бояться, а что не требует особого внимания. Этого не скажешь о детях: у них нет ни опыта, ни знаний об окружающем мире, да и справляться с эмоциями они пока не умеют. И в дополнение обладают таким необычным свойством, как магическое мышление. Это значит, что ребенок с высокой готовностью принимает необычные и чудесные явления, а также верит в свои способности влиять на окружающий мир мыслями, чувствами, желаниями.

Популярные статьи  Прекратите навязывать эти установки детям, и программировать их на неудачи

Поэтому в норме страхи часто посещают детей, и проявляется это иногда интенсивно: в виде плача, упрямства, замирания. Но сегодня один страх, завтра другой. Обычно они длятся недолго (один-три месяца) и проходят сами собой. «Нормальные» страхи мало зависят от поведения родителей и отражают нормальное развитие психики. Сюда входят различные боязни, реальные и не очень:

  • укусит собака
  • мама навсегда оставит в садике
  • утащит чудовище
  • кто-то нападет из темноты
  • врач сделает больно
  • украдут грабители

Эмоциональное выгорание мам

Один из самых частых поводов для конфликтов партнеров это столкновение представлений о том, кто и от чего больше устает: «Сидишь дома целый день, ничего не делаешь, от чего ты устала?»

Термин эмоциональное выгорание чаще применяют к людям помогающих профессий и профессий, в которых содержание работы связано с переживанием трудных или интенсивных эмоций и требующих соответственного уровня эмоциональной компетентности. (Врачи, психологи, социальные работники). Работа мамы – это не только физический труд. Она также требует значительных душевных, эмоциональных сил. Для того, чтобы пережить и управиться со всеми возникающими в течение дня, недели эмоциями, мамы зачастую тратят больше сил и энергии, чем если бы каждый день вкапывали по 6 соток, расходуя физические силы. Действительно легче понять, что усталость может быть вызвана физическим или интеллектуальным трудом. Однако зачастую эмоциональный труд расходует большие силы. А возможности восстанавливать их у мамы немного. Капризничающий целый день ребенок может вызывать целую кучу чувств, например, злость: «Да сколько можно?, тревогу: «Может у него что-то болит?». Маме необходимо сдерживать и как то справляться со своим напряжением, тревогой, раздражением. И иногда все это накопленное добро достается мужу, который приходит с работы и не выражает понимания к эмоциональному труду жены.

От труда мамы нужно уметь отдыхать. Часто мамы испытывают чувство вины или тревоги, потому что оставили ребенка и вообще за желание побыть без него. В этом смысле вам следует помнить, что лучше ребенок на пару часов меньше будет проводить с довольной, отдохнувшей и спокойной мамой, чем 24 с уставшей, изможденной и несчастной.

Последствия для детей невротической тревожности матери

Постоянное беспокойство за сына или дочь не дает нормально жить ни матери, ни ее детям. Многие не понимают, как на развитие крохи влияет излишне тревожная мама. Последствия же несут много проблем:

Ребенок не научится доверять никому и ничему, сам будет тревожным, станет бояться всего, что имеет потенциальную опасность. Постоянное беспокойство приведет к психосоматическим нарушениям (потеря аппетита, нарушения сна и другие расстройства).
Будет нарушено физиологическое и психологическое развитие ребенка. Постоянные запреты на физическую активность, чрезмерное беспокойство о стерильности еды и условий приведут к снижению иммунитета. Запреты на самостоятельные прогулки и знакомства с другими детьми сделают его асоциальным. Надо ли вмешиваться в конфликт на детской площадке?

Над ребенком будут насмехаться сверстники, из-за того, что мама слишком его опекает. Это станет причиной низкой самооценки, замкнутости, развития комплексов, особенно, если с ним никто не дружит.
Дети, воспитанные мамами с повышенной тревожностью, повзрослев, не готовы к жизни. Они не умеют решать проблемы, а любые трудности могут их вогнать в депрессию

Узнайте, почему важно растить детей оптимистами, и как это делать.

От родительской гиперопеки дети часто сбегают. У тревожной матери есть большие риски потерять эмоциональную связь со своими чадами и стать для них врагом номер 1.

Тревожная мать: какой вред ребёнку могут нанести излишние переживания?

Следует найти золотую средину, так как последствия безразличия и вседозволенности тоже нехороши. Нужно быть тревожным в меру и не забывать, что у ребенка есть личные границы, которые нарушать не стоит. Только в этом случае можно стать ему верным другом, близким человеком и вырастить полноценную личность.

Кого надо растить — удобных детей или хороших? Узнайте, в чем разница.

Чем сопровождается?

Тревожные дети часто имеют заниженную самооценку, они болезненно воспринимают критику в свой адрес, склонны обвинять себя во всех неудачах, боятся браться за новое сложное задание. Обычно попав в игровую комнату, тревожный ребенок ждет конкретных указаний и инструкций от взрослого: что можно делать, чего нельзя. Многие дети молчат, плохо идут на контакт с другими и чувствуют себя неуверенно.

Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети любят покритиковать других.

Секрет № 3 Мамины эмоции «заразны»

Любые мои эмоции быстро передавались малышу. Мне приходилось контролировать себя: чем больше раздражалась я (а я раздражалась, так как бессонные ночи и перфекционизм не давали спокойно жить), тем больше был раздражен малыш. В итоге он капризничал, я нервничала еще больше, получался замкнутый круг.

Пришлось подтянуть навыки релаксации. Отличное решение — медитативные техники. Подойдет, например, медитация покоя из книги М. Р. Гинзбурга «Эриксоновский гипноз: систематический курс»:

Я стала спокойнее и, соответственно, ребенок тоже. Малыш быстрее успокаивался, спокойнее засыпал, меньше плакал. Научиться расслабляться было трудно, но все дело в желании и тренировках.

Запомнить:

  • «подружиться» со своими эмоциями, а не давить их: если дело плохо, отойти в другую комнату на пять минут и выдохнуть; если очень плохо — оставить мужа с ребенком и сходить прогуляться;
  • изучить медитативные техники: можно просто лежать и представлять себя в приятном месте — на берегу моря, в лесу у журчащей реки;
  • отдыхать, отдыхать и отдыхать.

Гиперопеке — бой!

Чтобы понять, как надо заботиться о ребенке, перепишем признаки гиперопеки наоборот:

  1. Разрешите ребенку ошибаться, пробовать, щупать, падать, экспериментировать.
  2. Научите ребенка просить о помощи, но останавливайтесь, когда видите, что он в состоянии справиться сам.
  3. Наблюдайте за своими чувствами. Действуйте не из чувства жалости или вины, а из уважения к способностям ребенка.
  4. Давайте ребенку почувствовать естественные результаты своих действий: и плохих, и хороших.
  5. Проявляйте уважение к страданиям ребенка, не старайтесь их заглушить или спрятать. Помогите с ними справиться: проявите спокойствие и понимание, побудьте рядом. Даже молчаливая поддержка помогает справиться с болью, гневом, обидой.
  6. Поддержите попытки ребенка решить задачу из-за которой случилась истерика или помогите вернуться к ней, если он отказался от попыток. Понаблюдайте, в чем трудность ребенка, и чем вы можете помочь (но не сделать вместо него!).
  7. Не делайте все время за ребенка его работу, чтобы сэкономить время (это можно делать в крайних случаях). Потраченное сегодня время обернется экономией завтра.
  8. Следите, чтобы привилегии ребенка были заслуженными.
  9. Внимательно относитесь к своей тревоге. Иногда она обоснована внешними угрозами, но часто сигнализирует о недостатке смелости в решении задач.
  10. Сделайте хорошее для себя, а потом для ребенка.
  11. Говорите ребенку о своих потребностях, о том, что вас обижает или возмущает. Так вы научите его замечать потребности других людей.
  12. Поддерживайте самостоятельность, хвалите, наблюдая, как ребенок проявляет усилия и справляется сам.

Тревожная мать: почему она становится такой?

Стоит заметить, что мамы с данной проблемой нередко нуждаются в помощи психологов. Самые распространенные причины развития патологической тревоги за ребенка таковы:

  1. Если женщина нашла себя только в роли матери и не имеет других интересов и занятий, то все ее мысли и энергия будут направлены на материнство, заботу и тревогу за своих детей. Эти мамы не представляют себя отдельной личностью, видят смысл жизни только в детях, и переживают об их безопасности настолько, что стремятся убрать любой камешек с их дороги, а хорошо было бы и вообще никуда не выпускать.
  2. Бывает, что повышенная тревожность является последствием воспитания. Дети, над которыми постоянно «тряслись», вырастая, точно так же ведут себя в роли родителей.
  3. Еще вариант возникновения повышенной тревожности – смерть детей, своих или у родственников. Эта трагедия становится причиной невротического расстройства, и женщина начинает проявлять себя как чрезмерно тревожная мать.
Популярные статьи  Что такое страсть с точки зрения психологии

Тревожная мать: какой вред ребёнку могут нанести излишние переживания?

Активно руководите обучением ребенка, контролируете его интересы

В книге психолога-педагога Людмилы Петрановской «Тайная опора» описан эксперимент. Психолог оставил родителя и ребенка-дошкольника наедине в комнате, где много интересного — игрушки, пособия. Действия каждой пары записали на видеокамеру, и в результате получилось четыре группы родителей.

Первая группа родителей запрещала детям вставать, ходить по комнате и трогать чужие вещи.

Во второй группе родители сами подводили ребенка к игрушкам, пособиям, предлагали им игры или занятия.

Родители из третьей группы сидели и молча наблюдали, как дети изучали окружающую обстановку.

В последней группе родители сами с увлечением играли, рассматривали, изучали вещи и никак не вовлекали в этот процесс ребенка.

Психологи еще какое-то время наблюдали за детьми после этого эксперимента, и оказалось, что лучше всего развиваются дети с родителями из четвертой и третьей групп (родители, которые не обращают на ребенка активное внимание), а хуже — с родителями из первой и второй. При этом в первой группе результаты были даже немного лучше, чем во второй, потому что сидя ребенок хотя бы может рассматривать, что ему вздумается

Как влияют стрессы во время беременности на состояние плода?

В результате перенесенного стресса в организме женщины резко активизируется выработка гормонов, которые оказывают негативное влияние на малыша сиюминутно и долгосрочно.

Известно три основных механизма регуляции, поломки в которых влекут за собой неприятные последствия для ребенка.

Нарушения функционирования гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси (ГГНО)

Эта система отвечает за выработку и взаимосвязь гормонов во всем организме. Стрессы матери во время беременности инициируют сигналы центральной нервной системы, адресованные гипоталамусу, который начинает синтезировать кортикотропин-рилизинг-гормон (КРГ). КРГ по особому каналу поступает в другую не менее важную структурную часть головного мозга — гипофиз, тем самым стимулируя выработку адренокортикотропного гормона (АКТГ). Задача АКТГ — спуститься с током крови к коре надпочечников и запустить выброс кортизола. Он перестраивает обмен веществ, адаптируя его под стресс. Когда кортизол выполнил свою функцию, сигнал возвращается в центральную нервную систему, которая дает отбой гипоталамусу и гипофизу. Задача выполнена, все могут отдыхать.

Но длительный сильный стресс во время беременности нарушает основные принципы связи ГГНО. Рецепторы в головном мозге не воспринимают импульсы от надпочечников, КРГ и АКТГ продолжают вырабатываться и отдавать команды. Кортизол синтезируется в избытке и становится более активным.

Плацента защищает малыша от гормонов матери, но около 10–20% все же достигают его кровотока. Это количество уже пагубно воздействует на эмбрион, так как для него концентрация не так уж и мала. Кортизол матери действует двумя путями:

  • блокирует активность ГГНО плода, что отрицательно сказывается на созревании эндокринной системы ребенка;

  • стимулирует плаценту, синтезирующую кортикотропин-рилизинг фактор. Тем самым активизируется гормональная цепочка, которая в конечном счете приводит к еще большему повышению уровня кортизола у малыша.

Плацентарные факторы

Природа предусмотрела защитные механизмы плода, большую часть которых осуществляет плацентарный барьер. Во время стрессов матери во время беременности плацента начинает активно вырабатывать особый фермент 11β-гидроксистероиддегидрогеназа типа 2 (11β-HSD2). Он преобразует материнский кортизол в кортизон, который менее активен в отношении малыша. Синтез фермента увеличивается прямо пропорционально сроку беременности, поэтому в первом триместре особой защиты у плода нет. К тому же сам по себе материнский стресс, особенно его хроническая форма, снижает защитную активность гидроксистероиддегидрогеназы на 90%.

Помимо этого негативного эффекта психоэмоциональные потрясения будущей мамы снижают маточно-плацентарный кровоток, что приводит к гипоксии малыша.

Избыточное влияние адреналина

Всем известные гормоны стресса — адреналин и норадреналин — не остаются безучастными. Несмотря на то, что плацента инактивирует и допускает к малышу лишь незначительное количество гормонов, влияние стресса на плод во время беременности все равно имеется, и оно заключается в нарушении обмена веществ. Адреналин сужает кровеносные сосуды плаценты, ограничивает поступление глюкозы и стимулирует собственную выработку катехоламинов у ребенка. Научные исследования показали, что нарушение маточно-плацентарной перфузии приводит к усилению потребления питательных веществ. Таким образом, у нерожденного малыша создаются предпосылки для нарушения пищевого поведения в ответ на стресс.

Влияние эмоционального состояния мамы на ребенка

Если говорить о последствиях и влиянии маминого эмоционального состояния на ребенка, безусловно, оно значительное. Нередко на консультациях удается понять, что причины беспокойства ребенка, нарушения сна или пищеварения, сложности или изменения с процессом грудного вскармливания, а также появление психосоматических расстройств у совсем маленького ребенка (дерматиты), являются не столько причиной маминого эмоционального состояния, сколько следствием. Т.е. мама тревожится, устала и раздражена не потому, что у ребенка сложности со сном. Наоборот — сложности со сном у ребенка ПОТОМУ, что мама тревожна, раздражена и напряжена. Малыши очень зависимы от мамы и возможностей сообщить окружающим о своих потребностях у них не много. Они не могут сказать: «Мне страшно», «Мне это не нравится». Часто тело является их единственным способом отреагировать на происходящее вокруг. Перинатальная психология считает важным психологическое состояние пары (не только мамы) на течение беременности. Что уж тут говорить о значимости и связи психологического состояния мамы и малыша. Фраза «Лучшее, что можно сделать для того, чтобы ребенок был счастлив — быть счастливыми родителями» начинает работать с момента зачатия. Тревожность, напряжение, раздражительность мамы, конечно, не может пройти бесследно для малыша.

Что же делать таким родителям?

Чтобы вам было легче бороться с собственной тревогой, предлагаю вам поразмышлять о следующих вопросах:

Скорее всего, ваше поведение не взялось из ниоткуда. У тревожных родителей часто есть свои тревожные родители. Как часто тревожность ваших родителей вам помогала? Какие она вызывала чувства в детстве? Какие сейчас?
Что останется в вашей жизни, если убрать из нее ребенка и переживания о нем? Есть ли у вас хобби (было ли оно когда-то?) В каком состоянии находятся ваши отношения с супругом/супругой? Остались ли у вас друзья? Что происходит с вашим здоровьем? Ведь рано или поздно это произойдет: ребенок вырастет, захочет жить отдельно, у него появится своя семья, своя жизнь… А с чем останетесь вы? Почему бы не сфокусироваться на себе уже сейчас?
Что стоит за теми мыслями, которые лезут к вам в голову: ваши чувства, или непререкаемые факты? К примеру: «он плохо учился в этом году, значит, в следующем году все будет еще хуже»

Можете ли вы на самом деле предсказать будущее? Или это ваша тревога заставляет вас думать о негативном исходе? Очень важно научиться различать ФАКТЫ и ЭМОЦИИ.
Наличие тревоги часто вызывает мысли вроде: «Если мне тревожно, значит, для этого есть реальные основания», «Если я не буду тревожится, то я не смогу предсказать и предотвратить проблемы». К сожалению, такие мысли не помогают нам выработать конкретные стратегии совладания с реальными проблемами (потому что на данном этапе проблем нет — есть только фантазии), и лишь повышают градус тревоги

Популярные статьи  5 способов запустить положительные перемены в жизни

А люди в страхе часто менее компетентны, чем люди в спокойном состоянии. Решите точно: что вы реально можете контролировать? А что не можете, как бы вы ни тревожились и ни старались? Старайтесь не заглядывать в будущее или в прошлое, а оставаться в настоящем моменте и видеть не только негативное/страшное, но и положительное.
А что на самом деле нужно вашему конкретному ребенку? Он вообще какой по характеру? Помогает ли ему ваша тревога? Может ли он за счет нее делать то, что должен: играть, изучать мир, общаться со сверстниками, узнавать и пробовать новое, учиться?
По сути, ваша тревога заставляет вас приносить себя в жертву. А что будет, если вы перестанете это делать? Кто должен это оценить? Как вам кажется, понимает ли это человек, или же ваши усилия впустую? Ведь жертвенность никто никогда не оценивает по достоинству…

Как это часто бывает в жизни, любой крайний вариант плох, нужна золотая середина: сверхконтроль и сверхтревога вредят ничуть не меньше, а может быть и больше, чем недостаток контроля. Где та золотая середина, которая устроила бы вас, но одновременно и помогла бы ребенку?

Как справиться с сепарационной тревогой?

Страх расставания и связанная с ним тревожность — часть нормального взросления

Важно помочь ребенку справиться с ними

Пусть изменения будут постепенными. Лучше, если малыш будет оставаться без родителей в знакомой ему обстановке: например, с бабушкой, но у себя дома, в своей комнате, среди вещей, которые он знает. Если ребенка нужно оставить с няней, дайте ему время познакомиться с ней, привыкнуть. Лучше, если первые несколько раз рядом с малышом будет и мама, и няня. Время разлуки тоже лучше увеличивать постепенно, если есть такая возможность.

Важно прощаться правильно. Для этого можно создать собственные короткие, но эмоциональные ритуалы: например, крепкое объятие

Даже если малыш плачет, кричит, важно сохранять твердость, спокойствие

Лучше прощаться коротко и уходить быстро, но при этом уделить ребенку внимание, сказать ему, что вы обязательно вернетесь

Нужно правильно давать обещания и соблюдать их. Пообещайте малышу вернуться в определенное время так, чтобы он понял и запомнил, когда это произойдет: например, после прогулки или перед обедом

Важно соблюдать эти обещания: они дадут уверенность, что и в будущем мама или папа вернутся в срок

Важно! Лучше уходить от ребенка, когда он поел и поспал. Голод или усталость усиливают раздражение, и малыш может отреагировать на расставание намного острее

Лучше придерживаться определенного режима. Ребенку будет проще, если родители всегда уходят и возвращаются в одно и то же время. При этом и режим дня малыша должен быть постоянным. Тогда он будет точно знать, что папа возвращается с работы перед ужином, или, например, что мама ходит в магазин после завтрака. Это даст ощущение постоянства, и привыкнуть к расставаниям будет проще. При сохранении спокойствия и последовательности тревогу можно побороть, даже если ее проявления очень бурные (рис. 1).

Можно ли маме уходить от ребенка?

Даже когда ребенок совсем маленький, мама не может находиться рядом с ним постоянно. Иногда ей приходится оставлять его с папой, бабушкой или няней, и это нормально. Малыш должен постепенно учиться самостоятельности, и расставания с мамой — часть этого. Мама может оставлять ребенка и на долгое время, например, если она работает

Если при этом малыш будет оставаться со знакомым ему человеком, получать необходимый уход, а также внимание и любовь от родителей, это не причинит ему травмы, не повлияет на его развитие, а в будущем даже упростит его социальную адаптацию

Тревожная мать: какой вред ребёнку могут нанести излишние переживания?Разлука с мамой – это необходимость во время взросления. Фото:

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Малыша не стоит сразу оставлять одного в детском саду. Лучше, если в первое время он будет приходить в группу вместе с мамой или няней. В первые визиты он может быть в саду только во время прогулки, на улице, не заходя внутрь. Постепенно у малыша появится интерес, и тогда можно увеличивать время пребывания. Когда настанет момент оставить его в детском саду одного, позвольте ему взять с собой любимую игрушку или вещь, которая будет напоминать о доме.

Лучше заранее начать рассказывать малышу о детском саде, о том, как там интересно, о том, что в саду ребенок сможет найти новых друзей. На прогулках можно проходить мимо детского сада, чтобы это место было ему знакомым. Если ребенок все равно не хочет оставаться в саду и плачет, прощаться с ним нужно так же, как и дома: проявляя и любовь, и твердость

Важно сказать, когда именно вы вернетесь за ним

Тревожная мать: какой вред ребёнку могут нанести излишние переживания?Позвольте ребенку постепенно привыкнуть к новому окружению в детском саду. Фото:

Когда следует посетить врача?

Проконсультироваться с врачом нужно, если страх разлуки перерастет в тревожное расстройство и появляются следующие симптомы:

  • рвота, одышка, тошнота, головная боль или боль в животе, связанные с предстоящей разлукой с родителями;
  • нарушения сна: бессонница, отказ спать в своей постели, кошмары;
  • чрезмерное беспокойство: страхи, тревога, что с родителями что-то может случиться, напряженность, нарушения поведения.

Сначала лучше обратиться к лечащему педиатру. Он даст рекомендации и, если необходимо, направит ребенка к детскому психологу.

Тревожная мать: какой вред ребёнку могут нанести излишние переживания?Если у ребенка часто случаются эпизоды беспокойства и истерики, следует обратиться к педиатру. Фото:

Оберегаете ребенка от любых потрясений, постоянно жалеете

В раннем возрасте, в полтора-три года ребенок пытается быть самостоятельным: пробует открыть дверь, вставить ключ в замок, достать интересную вещь. Когда не получается, иногда плачет, впадает в истерику. В данном случае гиперопека родителей проявляется в том, что они делают работу вместо него, чтобы истерика прекратилась: достают игрушку с полки, собирают сложный конструктор. Некоторые родители начинают действовать на опережение, и тогда ребенок растет спокойным, радостным и без истерик. Возникает иллюзия благополучия.

Родители оберегают по-разному:

  • Не рассказывают о печальных или горестных событиях, чтобы не травмировать психику. Так родители месяцами или годами могут скрывать от малыша, что умер любимый дедушка.
  • Ограждают от домашних дел и обязанностей: «Еще успеет посуды намыть». Видимо, боятся, что ребенок устанет от этого дела и в будущем не захочет делать ничего по дому. Или, наоборот, прикипит к этому делу и станет уборщиком.
  • Не допускают, чтобы ребенок падал, ошибался, получал плохие оценки в школе. Это родители, которые всегда на расстоянии вытянутой руки от малыша и успевают подхватить его прежде, чем он упадет; которые доведут домашнее задание ребенка до идеала, чтобы избежать критики и плохой отметки.
Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Тревожная мать: какой вред ребёнку могут нанести излишние переживания?
Взаимосвязь духовной нищеты и бедности