Экологическое воспитание. Цените природу с ранних лет

Содержание

Воспитываем экологически ребёнка в семье

Экологическое воспитание. Цените природу с ранних лет

Именно ваше отношение к миру, ваши взгляды и ценности формируют вашего ребёнка. Моральные ценности, впитанные с детства, являются основополагающими в дальнейшей жизни малыша. Легко откреститься от ответственности за воспитание вашего ребёнка и переложить её на государство, детский сад, школу, улицу, бабушек и дедушек. Помните, что воспитание и закрепление правильных экологических убеждений зависит только от родителей.

Семья является микросоциумом, где его члены самовыражаются, демонстрируя индивидуальное отношение к окружающей среде, идеи, жизненные установки, совершая поступки. Члены семьи взаимодействуют с окружающей природной средой, проявляя в поступках своё отношение к ней. Родители — большой авторитет для ребёнка. В связи с этим, ребёнок принимает за чистую монету любой поступок мамы или папы, будь то уход за цветами или бездумно брошенная обёртка мимо урны. Именно потому, что дети склонны наследовать всё, что делают их родители, семейному экологическому воспитанию должна уделяться ведущая роль.

Признаки психической зрелости:

  • Зрелая личность действует.
  • Человек, психически незрелый, все усилия направляет на устройство личной жизни. Для зрелой личности важнее дела, приобретение независимости. Личное у такого человека устраивается само собой. В моей практике встречались неудачники, которые жаловались на проблемы с поиском второй половины. Я советовал им начать больше зарабатывать. И, действительно, через какое-то время их личная жизнь налаживалась, иначе говоря, появлялось гораздо больше вариантов выбора второй половины.
  • Потребности зрелого с психической точки зрения человека зависят от его успехов. Незрелый человек копирует их и увеличивает размеры.
  • Зрелая личность устраивает свои дела самостоятельно, незрелая хочет, чтобы за нее это сделал кто-либо другой.
  • Психически незрелый человек беспокоится, как он выглядит. Зрелая личность об этом не беспокоится. Но при этом она всегда выглядит хорошо.
  • Незрелая личность стремится занять высокое положение. Такой человек хочет иметь много, но при этом не занимается личностным ростом. К зрелой личности положение приходит само собой. Это является продуктом личностного роста.

Многие мои подопечные испытывают трудности из-за того, что они стараются казаться. На самом деле нужно быть. Так, есть один интересный эксперимент: станьте на цыпочки и засеките время, которое простоите. Долго ли у вас получилось? Вряд ли, потому что это не ваш рост. Вы не можете удержаться в таком положении длительное время. Но духовный рост безграничен.

Надо ставить только высокие цели, так как к маленькой ведет только один путь, к большой – много.

Конечно же, при этом не стоит забывать, что цели должны быть реальными. Вспомните, жизнь вы начали со сперматозоида, которому потом потребовалось занять первое место среди миллионов других. Маленькая цель ни к чему не приведет, большая позволит достичь хоть чего-то. К примеру, вечный двигатель можно изобрести? Нет и не надо этим заниматься. Также как и перевоспитать другого человека у вас никогда не получится, можно и не стараться. Ставить маленькие цели характерно для невротических натур.

Человеку нужно понравиться трем людям: себе, начальнику и сексуальному партнеру.

При этом, следует учитывать, что с женой (мужем) можно разойтись, а с работы уволиться. И только от себя никуда не деться. Поэтому в первую очередь нравиться нужно себе. Многие люди спорят с этим утверждением, вспоминая о детях. Они только на четвертом месте. Дети уйдут, причем гораздо раньше, чем это произойдет физически. В 12-14 лет они уже начинают презирать родителей, не понимать их. В 20 лет при верном воспитании ребенок уходит из дома и полностью отделяется. Но семья, если построена правильно, может просуществовать гораздо дольше, и 40, и 50 лет.

Нельзя жить только ради ребенка. Его надо воспитывать так, чтобы мог сам себя прокормить уже лет в 20. Причем, надо рвать не только с детьми, но и родителями. Развитие связано с тем, что наши дети нас не слушаются. В противном случае мы бы жили в пещере. Любое новое вызывает протест.

Проведение открытых мероприятий на экологическую тему

Занятия по экологии дают широкую возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут только приветствуется. Причём они могут не только присутствовать на утренниках и смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие. Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц, участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и т. д.

Примеры конспектов для проведения открытых занятий по экологии в разных группах

  • Белякина Е. «Сказка про водичку» (вторая младшая группа).
  • Савина А. «Путешествие в весенний лес» (средняя группа).
  • Наширванова Р. «Наши друзья — деревья» (старшая группа).
  • Поливахина Г. «Будь природе другом» (подготовительная группа).

Видео: открытое занятие «Посев семян» в подготовительной группе

Экологическое воспитание. Цените природу с ранних летСмотрите это видео на YouTube

Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность. Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение. Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания.

Сказки на экологическую тему для дошкольников

В. Бианки. «Анюткина утка» 

Рассказ о девочке Анютке, дочке охотника. Она увидела в груде дичи живую утку, выходила её и отпустила на волю. Рассказ о детской доброте и отзывчивости.

К. Ушинский. «Весна»

Рассказ о приходе весны. Автор с любовью описывает её признаки и изменения, происходящие в природе. Чтение рассказа полезно сопровождать иллюстрациями

При этом обязательно нужно обращать внимание на красоту, которую передает автор своими описаниями. Дети учатся понимать метафоры и сравнения в литературных произведениях

Популярные статьи  Хорошая мама – счастливая мама

М. Пришвин. «Лесной доктор»

Рассказ о дятле, который добывает пропитание добычей личинок, вредящих деревьям. На этом примере дети начинают понимать, как мудро устроена экосистема леса. Все животные и птицы взаимосвязаны, без одних нет жизни другим.

В. Чаплина. «Крылатый будильник»

Рассказ о городских птицах зимой – воробьях и синицах. Мальчик вместе с отцом смастерил кормушку, чтобы птички могли найти пропитание в холодное время года. Отец объяснил сыну, как нужно заботиться о птицах и почему нельзя стрелять в них из рогатки. Мальчик когда-то так делал, но после разговора с отцом ему стало стыдно. Ребёнок начал с удовольствием заботиться о птицах.

К. Паустовский. «Собрание чудес»

Рассказ о стремлении мальчишек попасть на Боровое озеро, вокруг которого ходили слухи и легенды. По пути ребята повстречали множество чудес. На прогулке мальчики прониклись красотой леса и его волшебных уголков. В детях чувствуется любовь к природе. Один в разговоре защищает лес, ведь деревья – это кислород и жизнь.

Произведения Н. Сладкова, Б. Житкова, Г. Скребицкого, К. Паустовского и других детских писателей описывают жизнь растительного и животного мира доступно для дошкольников. Эти произведения можно отнести к части экологического воспитания, ведь они посвящены гармонии, которая царит в природе.

Рассказы и сказки учат детей доброте, ответственности и отзывчивости.

Чтение произведений о природе должно сочетаться с практическими занятиями. Это могут быть как походы в лес, так и реальная помощь животным и птицам. На примере заботы о животных дети учатся учитывать интересы других, у них формируются сопереживание и отзывчивость. Это полезные качества для дальнейшей социализации. Дошкольники учатся видеть красоту в привычных природных явлениях, это развивает их эстетическое восприятие.

Экологическое воспитание в сочетании с чтением произведений о природе поможет будущим поколениям бережнее относиться к окружающей среде.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

  • «Вконтакте»:
  • «Одноклассники»:
  • «Инстаграм»:
  • «YouTube»:

Сейчас в текущем разделе «Литература» также читают

Формы экологического воспитания

Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:

  • коллективные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию в тренингах, конференциях, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.

К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как выступление агитбригады, ролевые игры, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.

В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.

Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:

  • консультации;
  • конкурсы;
  • семейные встречи;
  • выставки детских работ;
  • методические бюллетени;
  • праздники.

Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.

Как это выглядит на практике?

За всеми этими, казалось бы, мудреными понятиями скрывается незаметная для ребенка ежедневная работа. Особенности формирования мышления, как мы помним, в этом возрасте выражены предметностью и наглядностью. Поэтому, выходя на прогулку или выезжая на природу, родители просят ребенка оценить, какие изменения в природе произошли в последнее время (расцвели цветы, «поседели» одуванчики, на деревьях щебечут птенцы, стало слякотно, улетели птицы, выпал снег и т. д.).

Работая в саду или огороде, малыш получает знания о том, в какой период года какие работы должны проводиться для того, чтобы расцвели цветы, созрели фрукты, овощи. При этом ему можно объяснить, для чего нужны бабочки, летающие вокруг, жуки, муравьи, птицы, какова их польза и взаимосвязь. Рассказать, что у них у всех есть свой дом, у родителей есть малыши, о которых они заботятся и очень волнуются, когда с ними что-то случается – так же, как и люди.

Своим примером взрослые показывают созидательное отношение к природе (полить, подкормить, взрыхлить), объясняют, что давить жуков, ловить бабочек, ломать ветки просто так – негуманно (и сами не делают этого). При этом можно трогать траву, нюхать цветы, наслаждаться пением птиц, ежедневно наблюдать за изменениями, которые происходят (вот и календарик пригодится), делать выводы о законах природы.

Во время семейных экологических акций дети узнают, для чего нужны деревья, почему так важно о них заботиться, почему нельзя засорять окружающую среду отходами и так важно подкармливать зимой птиц в саду, во дворе, парке. Хорошо, если ребенок начинает задавать множество вопросов об этом, чтобы расширить круг имеющихся знаний, систематизировать полученную информацию

Хорошо, если ребенок начинает задавать множество вопросов об этом, чтобы расширить круг имеющихся знаний, систематизировать полученную информацию.

Когда ребенок заботится о комнатном цветке или животном, взрослые также учат его созидать, сохранять, помогать. Их рассказы, сопровождаемые наглядными живыми картинками, не воспринимаются ребенком как поучение. Это – естественный процесс. Формирование экологического сознания в дошкольном детстве должно проходить незаметно.

Экологическое воспитание. Цените природу с ранних лет

1 этап. Подготовительный

Невозможно научить ребенка заботиться об окружающем мире, если он о нем ничего не знает или знает мало. Известный педагог В.Сухомлинский утверждал: «Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать и наблюдать»

Экология – это наука об эффективном взаимодействии и взаимосвязи всех природных систем, поэтому прежде чем внушать малышу, что нужно экономить воду, важно рассказать, откуда она появляется и зачем нужна. Как в интересной, игровой  форме познакомить ребенка с окружающим миром, привить любовь к природе? Что может помочь родителям справиться с этой нелегкой задачей?

* Чтение сказок

Иносказательно в сказках есть посыл: как ты относишься к природе, так и она отнесется к тебе; поможешь зверюшке, потом та тебя выручит. Кстати, именно в русских сказках особенно эффективно взаимодействие человека и природы. Среди сказок, которые можно прочесть – «Волшебное кольцо», «Гуси-лебеди», «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке», «Конек-Горбунок» и другие.

* Прогулки на природе

Во время прогулок по паркам и лесам рассказывайте ребенку обо всем, что он видит и слышит – о пении птиц (или его отсутствии зимой – почему так? где же птицы?), о разных видах деревьев, о том, какие животные живут в парке и т.д. Отвечайте на многочисленные детские «почему»: пока у ребенка есть естественное любопытство по отношению к окружающему миру, его нужно удовлетворять, иначе со временем малыш перестанет интересоваться тем, что происходит вне его привычного окружения и не касается повседневных забот.

Популярные статьи  5 способов запустить положительные перемены в жизни

* Чтение энциклопедий и справочников

В специальных детских изданиях в доступной форме рассказывается об окружающем мире и существующих в нем взаимосвязях. Превратите чтение подобных книг в ежедневный вечерний ритуал. Время от времени устраивайте конкурсы «всезнаек» и викторины с призами.

* Поход в контактный зоопарк

Возможность подержать, погладить и покормить животных выработает у малыша доброе и внимательное к ним отношение: это уже будут не звери с картинок, а живые, осязаемые существа – «совсем как та морская свинка, что я кормил».

* Все взаимосвязано

Играйте с ребенком в игру «из чего это сделано?» и «откуда это появилось?» Зная о том, что бумагу делают из деревьев, а деревья помогают нам дышать чистым воздухом, ребенку будет проще смириться с тем, чтобы рисовать на обеих сторонах листа. Знакомьте детей и с устройством техники: если ребенок понимает, что на создание электричества где-то требуются природные ресурсы, ему будет проще понять, зачем это самое электричество экономить, требование перестанет быть абстрактным.

Развиваем детей школьного возраста

Экологическое воспитание. Цените природу с ранних лет

В школьном возрасте экологическое просвещение и воспитание реализуется в процессе изучения основных учебных предметов, факультативных курсов, внеклассной деятельности (клубы, кружки, объединения, секции, тематические лагеря и прочее)

Для школьников важно:

  • приобрести опыт творческой деятельности, проектирования и повышения экологической безопасности окружающей среды
  • выработать чёткую экологическую позицию, направленную на сохранение природной среды, экологическое разнообразие и экобезопасность
  • накопить опыт для формирования здорового образа жизни
  • научиться участвовать в дискуссиях по актуальным экологическим проблемам.

В школьный период основными источниками информации в сфере экологического просвещения становятся научная и техническая информация как по общеобразовательным дисциплинам, так и гуманитарного характера (право, культура, этика, взгляды отдельных личностей). Ведущими видами деятельности у школьника становятся исследования, организационная и коммуникационная работа, творчество, труд, профессиональная ориентация. Экологическое воспитание в разном школьном возрасте имеет свою специфику, и развивать его необходимо, опираясь на возрастные психологические особенности и на изменение основных видов деятельности. Выполняя эти рекомендации, можно с самого раннего возраста успешно воспитывать экологически сознательного человека.

Средства воздействия на ребенка

Как и другие формы педагогической работы, экологическое воспитание занимает определенное время и требует от учителя или воспитателя тщательного планирования. В ходе взаимодействия с группой педагог может использовать несколько общепринятых форм воздействия на аудиторию:

Убеждение

Важно донести до каждого ребенка, что вредить природе нельзя, подтвердив свое утверждение наглядными примерами
Особое внимание этому методу нужно уделить при работе с дошкольниками, которые чувствительны к авторитету взрослых.

Внушение. Это психологическое воздействие на аудиторию, позволяющее создать у детей нужные убеждения. Оно может производиться с использованием иллюстративного материала (фото животных, пострадавших в результате разлива нефти), который наглядно демонстрирует, к чему приводит потребительское отношение к природе.

Приучение. Такая форма воздействия напрямую связана с организацией практической деятельности
Для каждого из детей рациональное пользование природными ресурсами должно стать частью повседневной жизни, только тогда они смогут применять полученные на занятиях знания правильно.

Поощрение. Этот способ можно применять в момент проведения разнообразных конкурсов или коллективных игр

Ожидание награды дополнительно мотивирует детей и заставляет их больше углубляться в суть затрагиваемой учителем проблемы.

Отдельно стоит упомянуть воздействие на детей собственным примером, которой должно присутствовать в каждой семье. Подражая правильным действиям родителей, малыш быстрее научиться сохранять природу и бережно к ней относиться.

Воспитание любви к природе у дошкольников

Чтобы воспринимать красоту природы, не нужно быть взрослым. Малыши воспринимают краски осени, первый цветок, сверкающие снежинки, разноцветную радугу. Задача родителей научить радоваться мелочам, окружающих вокруг. Любовь к природе развивает эстетическое отношение к животному и растительному миру. Разрешайте детям играть с песком, камешками, палочками.

Приучать малыша к любви к природе стоит с младенчества. Первой причиной для воспитания любви к природе является бережное отношение к животным и растениям

Второй причиной, немаловажной, является развитие сочувствия, добродушия, гуманности в сердцах людей. Что же использовать для воспитания правильного экологического отношения у дошкольников? Во-первых, родители показывая положительный пример приучают детей к заботе о природе

Во-вторых, дети должны иметь обязанности по уходу за домашними питомцами и растениями (в соответствии с возрастом). В-третьих, чтение художественной и документальной литературы расширяют возможности познания о неизвестных видах животных и растений, их образе жизни. Просмотр увлекательного фильма про джунгли принесет много новых знаний. В детских садах проводят множество мероприятий, посвященных сохранению чистой экологии на земле. Здесь рассказывают о:

  • вреде выхлопных газов;
  • исчерпаемых источниках, добываемых людьми нерационально;
  • том, что запрещено жечь костры в лесу;
  • разновидностях животных (хищниках и травоядных), их взаимосвязь;

Мало сказать малышу, что ломать ветку нехорошо, нужно объяснить, что это чей-то дом. Необходимо преподнести информацию так, чтобы карапуз понял, что человек — это часть природы. Люди — не потребители природных богатств. Без растений, животных, насекомых человечество погибнет. Человек имеет большие возможности для сохранения и восстановления природной среды для будущего поколения.

Программы по экологическому воспитанию

Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений.

Комплексные программы

Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека.

«Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома.

В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4 блока, которые учитывают возрастные особенности детей:

  • сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);
  • механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);
  • знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);
  • знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).

Раздел программы «Радуга» «Мир природы» предусматривает изучение экосистемы разных регионов мира, географических понятий, исторических и археологических фактов. Недостаток её — дети получают множество интересных фактов о мире, но не учатся их осмысливать. В программе «Истоки» есть раздел по изучению окружающего мира, но он не соответствует современным требованиям, а программа «Развитие» вообще не ставит цели экологического воспитания воспитанников ДОУ.

Популярные статьи  Это лучшие советы психологов, которые помогают избавиться от лени

Экологическое воспитание. Цените природу с ранних лет

Живой уголок в ДОУ позволяет детям приобщиться к миру живой природы и ухаживать за питомцами

Парциальные программы

К одобренным Министерством образования России относятся парциональные программы по экологическому воспитанию дошкольников:

  • «Наш дом — природа»,
  • «Юный эколог»,
  • «Жизнь вокруг нас»,
  • «Природа и художник»,
  • «Семицветик»,
  • «Паутинка»,
  • «Мы — земляне»,
  • «Открой себя»,
  • «Надежда».

Любая из этих программ по-своему интересна, поэтому каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора, в зависимости от собственных условий.

К первым программам по экологическому воспитанию в детских садах, которые начали разрабатываться ещё в 90-х годах прошлого века, относится «Юный эколог». Её автор — С. Николаева. Стоит уточнить, что в состав «Юного эколога» входят 2 программы: экологическое воспитания детей и повышение квалификации воспитателей. Таким образом решается комплексная задача воспитания начал экологической грамотности у детей и повышения экологической культуры взрослых, которые призваны этих детей воспитывать.

Так как экологическому воспитанию придаётся большое значение, педагоги дошкольного образования по всей стране разрабатывают собственные программы, исходя из своих возможностей, географического положения и социальных условий. Заслуживают внимания следующие программы:

  • «Непреходящие ценности малой родины», разработанная педагогом из Иванова Е.В. Пчелинцевой;
  • «Я в большом мире», созданная педагогическим коллективом из города Северска;
  • «Азбука экологии» Л.И. Грековой (раздел программы «Планета детства», применяемой на территории Ставропольского края).

Экологическое воспитание

Экологическое воспитание. Цените природу с ранних лет

Экологическое воспитание понимается как формирование человека с сознательным восприятием окружающей среды, осознанием необходимости сохранять природу, целесообразно использовать её богатства, пониманием важности приумножения природных ресурсов. Сегодня, в современных условиях необдуманного потребления природных ресурсов, экологическое воспитание становится основой процесса гармонизации взаимодействия человека и природы

Выдающийся французский мыслитель Вольтер писал: «Надо возделывать наш сад». Эта фраза могла бы стать лозунгом экологического воспитания. Философ говорил о саде внутреннего мира человека, без возделывания которого не стать настоящей, цельной личностью, которая развивается, не нарушая законов природы, а стремясь приумножить её. Экологическое воспитание и культура занимают ведущую позицию в формировании современной Личности.Экологическая воспитательная сфера детей широка и базируется на таких компонентах:

  • воздействие семьи, где огромное значение при воспитании принадлежит матери
  • воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, школе
  • влияние СМИ (средств массовой информации)
  • многофакторная и разноплановая сфера стихийного воспитания.

Возраст, с которого можно начинать воспитывать ребенка

Федеральный стандарт образования предполагает, что знакомить детей с основами экологической культуры можно уже в дошкольном возрасте. Систематические занятия предполагаются для воспитанников детских садов. В ходе этих уроков дети знакомятся с основными представлениями о природе. Также учатся бережно относиться к окружающему миру и впервые узнают о глобальных проблемах современности (о наличии в океане мусорных свалок).

Экологическое воспитание. Цените природу с ранних лет

В рамках волонтерского проекта с детьми высаживаются растения

На новом уровне предмет начинает преподаваться в школе. Экологическое воспитание подросших детей может включать простые формы деятельности и самостоятельную работу: написание докладов, составление проектов. Школьники занимаются волонтерством и участвуют в практических занятиях.

Ценность экологического воспитания

Ведь именно они показывают пример своим детям. Этот процесс осуществляется по средствам:

  • самообразования и развития личной ответственности за мир вокруг себя;
  • прохождение периодического анкетирования и опросов, проводимых общественными организациями;
  • проведение тематических родительских собраний и конкурсов, направленных на проверку знаний взрослых о природе;
  • совместном издании тематических газет и журналов с детьми
  • участие родителей в создании поделок и в других творческих мероприятиях вместе с детьми.

Это позволяет улучшить взаимоотношения внутри семьи и лучше развить в ребенке понимание важных и нужных вещей.

Понятие экологического воспитания

Под этим понятием понимают комплекс педагогических мер, направленных на «зарождение» у малышей и взрослых сознательного отношения к природе.

Главная цель экологического воспитания – объяснить людям разного возраста, что окружающий мир необходимо уважать, беречь.
Экологическое воспитание. Цените природу с ранних лет

Воздействуя на ребенка, педагоги и члены семьи должны сформировать зрелую личность, которая сознательно не будет наносить вред окружающему миру. Нежелание вредить природе, а не страх наказания должны мотивировать ребенка. Став взрослым, он будет поддерживать правильную модель поведения, не допустит отношения потребления к другим живым существам.

Его значение и цели

После осознания миром проблемы глобального загрязнения окружающей среды, переоценить значимость экологической культуры стало сложно.

Предыдущие поколения показали неграмотность по отношению к природе и желание брать от нее все, не отдавая ничего взамен. Это грозит настоящей катастрофой.

Чтобы воплотить эту идею в жизнь, педагогу необходимо:

  • познакомить с экологическими проблемами современности;
  • объяснить, что каждый человек влияет на мир;
  • научить сознательно относится к природе;
  • рассказать о конкретных методах сохранения экологии, которые может использовать любой человек.

Экологическое воспитание. Цените природу с ранних лет

Практические занятия со школьниками – оценка состояния воды

Поскольку дети уже живут в непростой экологической обстановке, их можно активно привлекать к практической деятельности.

В некоторых школах уже устанавливают новые контейнеры для разных типов мусора, организуют сбор пластика и других типов вторсырья, регулярно проводят субботники и другие тематические встречи.

Теоретическое экологическое образование

Теоретическое образование состоит из нескольких пунктов, формирующих у детей и подростков основные знания и представления о природе и мировых проблемах окружающей среды. Оно включает в себя:

  • Ознакомительные занятия. Они строятся на изучении биосферы и ее составляющих, ознакомлении с вымирающими видами животных и растений по средствам учебных пособий и дополнительных ресурсов.
  • Занятия по обобщению знаний и углубленном изучении вопросов. Представляют собой более подробный анализ проблем экосистемы, выделение наиболее важных моментов из общих знаний и закрепление уже имеющихся понятий.
  • Проведение экскурсий. Данный процесс позволяет на наглядном примере показать ученикам природные особенности и ее элементы.
  • Праздники экологического характера. Их задачей является развитие положительных эмоций, связанных с экологией.
  • Организация повседневного взаимодействия с природой. Состоит из игр, связанных с различными природными материалами, лепки фигур из них, наблюдений за сезонными природными изменениями.
  • Труд по улучшению окружающей среды. Работа по уходу за растениями, создание скворечников и иные подобные мероприятию позволят детям и подросткам почувствовать себя значимыми и осознать свою способность делать лучше существующий мир.
  • Создание конкурсов поделок из природных ресурсов и участие в олимпиадах по экологии. Окружающий мир содержит в себе различные средства для творческого самовыражения. Креативный экологический проект позволит ученикам проявить себя и ознакомится с возможностями природы.

Экологическое воспитание. Цените природу с ранних лет

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Экологическое воспитание. Цените природу с ранних лет
Новый год: история и традиции праздника