Влияние спорта на развитие ребенка
Влияние спорта на развитие ребенка огромно. Многие ошибочно думают, что спорт влияет только на физические данные, но многочисленные исследования доказали, что физические нагрузки также положительно влияют на психическое и умственное развитие малыша.
Рассмотрим, чем же полезны физические нагрузки для детей:
- Физическое развитие. При занятиях спортом с малых лет малыш растет физически сильным и развитым. Регулярные тренировки позволяют сформировать правильную осанку, избежать проблем с сердечно-сосудистой системой, укрепить иммунитет, предупредить заболевания дыхательной системы и повысить выносливость. Физически крепкие дети менее подвержены сезонным заболеваниям и развитию хронических болезней;
- Умственное развитие. Практически любые активные игры развивают быструю реакцию, мышление и помогают создавать логические связи. Доказано, что дети, занимающиеся в спортивных секциях, в школе показывают более высокие результаты по сравнению со сверстниками, ведущими пассивный образ жизни. Это обусловлено не только выполнением задач на тренировках, но и обогащением мозга кислородом во время занятий, что способствует концентрации внимания и легкому усваиванию учебного материала;
- Психическое развитие. Психическое здоровье – это важная составляющая гармоничного развития. Спорт укрепляет психику и прививает ребенку чувство собственного достоинства. На тренировках ребят учат самоконтролю и дисциплине. В результате малыш более спокойно реагирует на замечания, учится решать конфликтные ситуации и адекватно реагировать на критику. В целом физические нагрузки укрепляют нервную систему, а значит, делают ребенка более устойчивым к негативным психологическим факторам.
Основной задачей родителей является привить ребенку любовь к спорту с самых ранних лет. Отдав малыша в секцию без предварительной подготовки, скорее всего родители столкнутся с нежеланием крохи заниматься, с постоянными капризами и многочисленными уловками для пропуска занятий.
Такая ситуация не прибавит здоровья, а может даже и навредить, окончательно отбив у малыша желание заниматься спортом.
Отдавая свое чадо в секцию, не забудьте оформить спортивную страховку ребенку. Полис страхования может оформляться только на время тренировок и соревнований или с покрытием 24/7.
Для детей лучше оформлять круглосуточный полис, ведь такая страховка покрывает не только спортивные травмы, но и любые другие несчастные случаи в повседневной жизни.
Прививаем любовь к спорту с детства – проверенные методы
Психологи и тренеры предлагают родителям проверенные методы вовлечения ребенка в спорт. Если вы сами увлекаетесь спортом, берите малыша с собой на тренировки, водите на соревнования любимых команд, смотрите вместе спортивные передачи и объясняйте смысл каждой спортивной дисциплины.
Молодые мамы сегодня могут воспользоваться уникальным предложением от фитнесс-клубов, которые предлагают занятия для детей, в то время пока занимаются их мамы. Также для привлечения детей в спорт используйте следующие методы:
Новая спортивная форма
Спортивная форма – это важный атрибут приучения ребенка к спорту. Будет лучше, если кроха сам выберет себе спортивный костюм, футболки и кроссовки. Родителям же следует проследить, чтобы все вещи были качественными и пошиты из натуральных материалов.
Если форма покупается не для домашних занятий, а для тренировок в секции, перед ее покупкой посоветуйтесь с тренером. Некоторые дисциплины требуют особой экипировки, такой как щитки, каски, а также определенных спортивных костюмов.
Например, для занятий велоспортом требуется приобретать специальные шорты и вело туфли, а занятия единоборствами требуют покупки специальных кимоно.
Спортивный инвентарь
Приучайте детей к спорту с детства. Для этого покупайте им не только современные гаджеты, но и яркие мячи, скакалки, обручи и тд. Прекрасным вариантом привлечения ребенка к спорту станет покупка шведской стенки, ведь ни один непоседа не сможет пройти мимо такого интересного спортивного уголка.
Ребенку школьного возраста для активных развлечений можно приобрести ролики, скейтборд, футбольный мяч, баскетбольное кольцо и тд.
Похвала и гордость
Главное правило, для того чтобы привить любовь к спорту у ребенка – никакой критики, только похвала и гордость за достижения. Это относится к самым маленьким деткам, ведь они очень чутко реагируют на критику.
Похвала же наоборот будет стимулировать малыша добиваться больших успехов и разучивать новые упражнения. Если ваш малыш уже посещает секцию, вы обязательно должны присутствовать на каждом соревновании, ведь в этот момент ему просто необходима поддержка и ваша гордость за его победу.
Спортивные площадки и летние лагеря
На каникулах детей необходимо водить на детские спортивные площадки, а с 7-8 лет при возможности отправлять в летние лагеря.
Коллективные подвижные игры, походы, соревнования и другие мероприятия подстегнуть у ребенка интерес к спорту и подарят положительные эмоции, что сформирует любовь к спортивным занятиям. Особенно детям нравятся спортивные летние лагеря, где они могут жить в палатках, ходить в походы, жечь вечерние костры и изучать навыки выживания в дикой природе.
Если вы опасаетесь отправлять своего малыша в такой лагерь, вполне подойдет и обычный школьный лагерь с экскурсиями, ежедневной зарядкой и активными играми.
Преимущества и недостатки отдельных спортивных секций для детей
В качестве подсказки и напутствия для родителей может стать ниже приведенные преимущества и особенности некоторых спортивных направлений:
- буквально с трехлетнего возраста присматривайтесь к темпераменту и характеру своего малыша, чтобы понять, какой вид спорта ему больше подойдет:
- футбол, баскетбол, волейбол и тому подобные командные игры для коммуникабельных, легко находящих общий язык со сверстниками детишек;
- теннис и гимнастика для маленьких лидеров и детишек, спешащих достичь своего;
- велосипедный спорт или разнообразие единоборств подойдет гиперактивным и энергичным деткам, которые смогут направить ее в полезное русло, еще и развить умение концентрироваться;
- конный спорт отлично подойдет для детишек-интровертов, для нормализации эмоционально-психологического состояния;
- учитывайте качества, необходимые в достижении успеха в определенном спорте с той точки зрения, что в определенной секции малыш разовьет эти же качества у себя:
- боевые искусства и единоборства развивают гибкость, координацию, скорость реакции и точность движений, адекватную самооценку и восприятие собственных возможностей ребенком;
- спортивная или художественная гимнастика, балет требуют от малыша дисциплинированности и большой отдачи, однако развиваются грацию, гибкость; если получаемый результат не кажется стоящим затраченных усилий, попробуйте альтернативный вариант — танцы;
- фигурное катание наравне с танцами и гимнастикой способно развить пластику, артистизм, координацию, укрепление мышц;
- плаванье развивает максимальное количество групп мышц, формирует правильную осанку, однако для девочек при профессиональном подходе чревато развитие широких плеч и несколько «мужеподобной фигуры»;
- командные игры способствуют укреплению мышц, развитию координации, реакции, коммуникабельности, умению сотрудничать и достигать общего результата;
- зимние виды спорта, бег, велоспорт, альпинизм развивают в ребенке лидерские качества, стремление достигать первенства.
Выше перечисленные особенности могут быть основополагающими в выборе секции, однако окончательное решение производится на основании сопоставления интересов малыша и его физических возможностей. Любая спортивная секция для детей должна быть одновременно интересной и безопасной для них.
Мнение «за»
А вот что говорят родители, которые отдают хоумскулера в кружки и секции.
Социализация на домашнем обучении
Если ребёнок учится в онлайн-школе, он много времени проводит за компьютером. И хотя общение со сверстниками может проходить в чатах, соцсетях и на видеозвонках, это не заменит живых встреч.
Дополнительные занятия как способ социализации полезны и обычным школьникам, ведь массовая школа подразумевает общение в искусственно созданном коллективе. А навыков общения со взрослыми и с людьми разных возрастов и взглядов она не даёт. Но именно эти умения необходимы в жизни: после окончания школы и университета человек взаимодействует не только с ровесниками. Кружки и секции позволяют выстроить круг общения и завести полезные связи, которые пригодятся и в дальнейшем: например, найти близких друзей или сильных преподавателей.
Ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Лиза Щепилова — экстраверт. Она посещает сразу шесть онлайн-клубов — это до пяти дополнительных занятий в неделю. Но все клубы настолько интересные, что Лизе не лень подключаться даже после учёбы.
Смена обстановки
Хоумскулерам полезны очные кружки и секции: это повод выбираться из дома. Но поездки 1–2 раза в неделю не будут выматывать, в отличие от необходимости каждый день тратить время на дорогу до школы и обратно.
Ребёнок сможет сменить обстановку и позаниматься любимым хобби вне дома, заодно пообщавшись с единомышленниками и подтянув разные навыки.
Повышение успеваемости
Спортивные секции влияют на школьные оценки: регулярные физические нагрузки благоприятно действуют на мозг. Ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Марат Ершов совмещает учёбу с профессиональным теннисом и давно заметил, что тренировки помогают в обучении.
Профориентация
Кружки и секции помогают найти жизненное призвание. Например, если ребёнок ходит в кружок робототехники, ему нравится мастерить руками, подключать разные провода — родители могут отследить склонность к физмату
Важно вовремя заметить, от чего у ребёнка горят глаза, и тогда не придётся поступать на неинтересную специальность
Благодаря дополнительным кружкам, ученица домашней онлайн-школы «Фоксфорда» поняла, что её мечта — работать астрогеологом в NASA. Эти специалисты изучают составы метеоритов, грунты планет и многое другое. Дополнительные занятия Арины как раз связаны с геологией и биологией.
Подтягивание слабых сторон
Дополнительные занятия позволяют проработать то, что у ребёнка плохо получается. Допустим, школьнику тяжело даётся математика, но в кружке он находит близких по духу людей и заинтересовывается предметом. Кружок может помочь взглянуть на предмет под другим углом.
Подтягиваются не только конкретные школьные предметы, но и общие навыки
Если ребёнок плохо воспринимает информацию на слух — можно играть на инструменте или петь; если плохо концентрируется и удерживает внимание — попробовать робототехнику, макраме, бисероплетение; если есть проблемы с дикцией или общением — театральный кружок
У ученицы домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Влады Кудиновой всё сложилось именно так: она пошла в театральную студию, и публичные выступления на сцене перестали быть проблемой, хотя Влада по натуре — ярко выраженный интроверт.
Время без телефона
Большинство современных детей не представляют жизнь без интернета и девайсов. И хотя технологический прогресс достиг высот — например, позволяет учиться прямо из дома при помощи компьютера или планшета, — иногда школьники чрезмерно увлекаются гаджетами.
Многим родителям знакома проблема: оторвать ребёнка от телефона. С этой задачей успешно справится кружок по интересам или спортивная секция: как минимум несколько часов в неделю ребёнок будет погружён во что-то вне гаджетов.
Ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Миша Рабинский убеждён: «то самое» хобби гарантирует удовольствие от жизни.
Тайм-менеджмент
Секции и кружки учат ребёнка правильно организовывать своё время. Нужно всюду успеть — и домашку по школе сделать, и на дополнительные занятия съездить. В некоторых кружках дают домашку.
Ребёнок учится рассчитывать, сколько времени ему понадобится на те или иные мероприятия — и этот навык пригождается и в дальнейшем. А ещё не на все желанные секции может хватить свободных часов в неделю — поэтому школьник учится приоритизировать и делать рациональный выбор.
У ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Миши Рабинского кружки и секции пять раз в неделю. Чтобы всюду успеть, он встаёт в 8:30.
Может ли спорт навредить ребенку
По мнению специалистов неправильно подобранный вид спорта или неверно составленный график занятий действительно вместо пользы могут принести вред ребенку. Особенно это касается занятий в дошкольном и младшем школьном возрасте.
По мнению врачей до 10 лет занятия спортом должны носить общеукрепляющий характер без интенсивных нагрузок и ежедневных тренировок.
Особое внимание при выборе секции необходимо уделить в младшей школе. Тренировки не должны мешать учебе и у ребенка еще должно оставаться время на отдых и прогулки с друзьями
Несомненно, прививать любовь к спорту нужно с детства, но делать это необходимо правильно и без перегибов. Физические занятия должны в первую очередь приносить удовольствие ребенку, ведь только в этом случае спорт пойдет на пользу.
Если вы заметили, что ваш малыш пассивен, не хочет учиться, все время проводит в планшете или телефоне, у него нет друзей, и его ничего не интересует, пора бить тревогу. Поговорите с ребенком и выберите для него интересный вид спорта и уже через несколько недель вы заметите, как ваш ребенок начнет меняться.
Мнение «против»
Вот аргументы против того, чтобы куда-то вести ребёнка после школы или заставлять подключаться на дополнительные уроки.
Чрезмерная нагрузка
Многие родители считают, что чем больше времени ребёнок тратит на обучение и посещение кружков, тем успешнее он развивается. Однако слишком большая нагрузка в школе и на дополнительных занятиях вызывает обратный эффект.
Физическая усталость и эмоциональное истощение могут привести к полному исчезновению учебной мотивации. Но хуже всего, что большое количество образовательных нагрузок может вызвать проблемы со здоровьем. По исследованиям «Научного центра здоровья детей» ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения — средняя рабочая неделя длится 40 часов. Прибавьте к этому дополнительные и не всегда любимые занятия 3–5 раз в неделю после школы, и картина станет пугающей.
По нормам у пяти- и шестиклассников должно быть не больше шести уроков в день, а начиная с седьмого класса — не больше семи, включая факультативные занятия. Уроки в онлайн-школе, как правило, занимают не больше четырёх часов в день — поэтому дополнительные кружки и секции легче вписать в график. Следите, чтобы нагрузка не превышала положенные нормы.
Психологический стресс
Некоторые секции могут травмировать: например, в спорте нередка ситуация, когда тренер кричит и делает хлёсткие замечания подопечным. Часто родители полагают, что так и должно быть: пусть дети занимаются в строгой обстановке и учатся дисциплине.
Но у психологов есть другое мнение на этот счёт: крик чужого взрослого может вызвать у ребёнка страх, тревогу и чувство потерянности. В ситуации стресса успеваемость, самооценка и жизненный настрой часто падают.
Исследования детского невролога Френсиса Дженсена показали, что подросткам, в отличие от взрослых, требуется больше времени на восстановление после стресса. Мозг взрослого человека возвращается в исходное состояние за 10 дней, а подростка — примерно за 3 недели.
Возможность самостоятельного освоения
Ещё один аргумент против дополнительных кружков и секций — то, что многое можно освоить своими силами. Шить из фетра или мастерить свечи можно и в домашних условиях: с помощью видео на YouTube или инструкций к наборам. Часто родители не понимают, зачем тратить энергию и деньги, если оно того не стоит.
Ход занятия.
Воспитатель: Говорят, есть волшебный цветокцветок здоровья. Кто его найдет и понюхает, будет самым сильным, самым ловким, а главное самым здоровым человеком. Растет этот цветок в стране «Неболейка». Добраться до него нелегко. Как бы я хотела хоть раз понюхать этот волшебный цветок, чтобы всегда быть здоровой, А вы хотите? Дети: Да. Воспитатель: Так, может быть, совершим это путешествие? Дети: Да. Воспитатель: Тогда не будем терять времени — в путь! Звучит музыка.
I часть. Дети идут по залу, выполняя движения.
1. Ходьба на носках.
2. Ходьба на пятках, держать руки за головой.
3. Ходьба в полуприсяде.
4. Ходьба змейкой.
5. Бег.
6. Ходьба с выполнением дыхательного упражнения.
Дети стоят в одной шеренги. Воспитатель показывает таблички с указателями:
«Налево пойдешь — в сонное царство попадешь». «Прямо пойдешь — здоровье найдешь». «Направо пойдешь — гору сладостей найдешь». Воспитатель: Какую дорогу вы выберите? Дети: Мы пойдем прямо? Воспитатель: А может, ляжете спать или конфет поедите? Дети: Нет. Воспитатель: Тогда вперед.
II часть. Дети строятся в три колонны.
Общеразвивающие упражнения шарами (мячом)
1. И, п. : основная стойка, мяч в правой руке. 1-2-руки в стороны, вверх, переложить мяч в левую руку; 3-4-опуститъ руки вниз, вернутся в исходное положение. То же левой рукой(5-7 раз).
2. И. п. : ноги на ширина ступни, мяч в правой руке. 1-2поднять в правую согнутую ногу, переложить под ней мяч в левую руку; 3-4-вернуться в исходное положение. Так же переложить мяч в правую руку (6раз).
3. И. п. : ноги на ширине ступни, мяч в правой руке. 1-присесть, руки вперед, переложить мяч в левую руку; 2вернуться в исходное положение(5-6раз).
4. И. п. : стоя на коленях, сидя на пятках, мяч в правой руке. 1-3-прокатить мяч вправо от себя (по прямой); 4взять мяч, выпрямиться, переложить его в левую руку. Тоже влево (3-4раза).
5. И. п. : сидя, ноги вместе прямые, мяч лежит на стопах ног, руки в упоре сзади, 1-2поднять прямые ноги вверх, скатить мяч, поймать; 3-4вернуться в исходное положение. Выполняется в среднем темпе (5-6 раз).
6. И. п. : основная стойка, мяч в обеих руках внизу. Подбросить мяч и поймать (2-3 раза).
7. И. п. : основная стойка, мяч в правой руке. Прыжки на правой и левой ноге с поворотом вправо и влево на счет воспитателя 1-8 (3-5раз).
Основные виды движений
1. Пролезание боком не касаясь руками пола, подряд через три обруча, поставленных на расстояние 1м один от другого (2-3раза,
2. Прыжки через (пеньки) барьеры разной высоты с продвижением вперед.
3. Ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками (хват рук с боков скамейки)-2-3 раза.
Воспитатель: Молодцы, все препятствия преодолели. Мне, кажется волшебный цветок «здоровья» уже совсем близко.
Подвижная игра «Витаминки»
Зал (организм человека). У детей круги разных цветов. Во время болезни вам мама дает витамины разных цветов, чтобы укрепить ваш организм, т. е убить микробы внутри вас. Эти витамины (круги) расположенных по залу. А я буду микроб. Звучит музыка. Вы витамины, находите свои цвета во время музыки, перестает музыка, микроб хочет вас заразить микробами. Мы узнаем, кто же самый ловкий, быстрый, внимательный.
Воспитатель: Молодцы. Я, что-то чую. Это цветок «здоровья» распустился. Да не один, здесь целая поляна замечательных цветов. (Показывает цветы, сделанные из-под контейнеров киндерсюрприз, в которые вложены кусочки чеснока). Понюхайте, их! (Дети берут цветы, нюхают). Чем пахнут цветы здоровья? Дети: Чесноком. Воспитатель: Запах чеснока отпугивает эти чудесные цветы и ни один микроб к вам близко не подойдет.
III часть. Игра малой подвижности «Сладкий, кислый». Дети стоят в кругу передают мяч, называют любой предмет, например, апельсин. Дети мимикой лица показывают вкус апельсина.
О пользе физического воспитания для детей
То, что спорт важен для взрослых людей, не подлежит сомнению. Благодаря тренировкам, снижается риск развития многих заболеваний, в частности, сердечно-сосудистой системы и остеопороза. Регулярные физические упражнения избавляют от эмоциональных проблем – депрессии, необоснованного беспокойства и т.д. Однако, приобщаться к спорту необходимо с раннего детства. Физические упражнения чрезвычайно полезны для здоровья детей дошкольного и школьного возраста и воспитания нужных в жизни качеств. Это выражается в следующем:
- сокращается риск развития ожирения;
- нормально функционирует сердечно-сосудистая система;
- наблюдается здоровый рост костей, связок, сухожилий и мышечной ткани;
- улучшается координация;
- активный малыш лучше спит.
Говоря о значении физического воспитания в вопросах, не связанных со здоровьем, стоит указать на развитие важных навыков и коммуникаций:
- умение работать в команде;
- ответственность за свои действия;
- дети более уверены в себе;
- повышается самооценка;
- знакомство с новыми людьми, возможность найти друзей;
- происходит развитие социальных навыков и умения сотрудничать;
- формируются лидерские качества;
- если занятия действительно по душе, это приносит удовлетворенность и хорошее настроение.
Как приобщить детей к спортивным занятиям
Задача родителей – способствовать подвижному образу жизни своих детей. Если они не посещают спортивные секции, можно самим организовывать различные мероприятия, чтобы ребятишки как можно больше двигались для укрепления здоровья и общего развития:
- Своим примером показывайте физическую активность, тем самым стимулируя развитие детей в этом направлении.
- Устраивайте семейные пикники с подвижными играми, где могли бы участвовать все члены семьи.
- Больше ходите пешком с детьми или ездите на велосипедах.
- Если дети ходят в секцию, активнее принимайте участие в этой сфере их жизни, всегда посещайте турниры с их участием.
- Установите ограничение по времени на сидячую деятельность.
Стоит признать, что некоторые виды активности не исключают получения травм. Но, если соблюдать все меры безопасности и не впадать в крайности, их легко избежать. Несмотря на риски, пользы от детско-юношеского спорта намного больше. Это, в первую очередь, хорошее физическое и психическое здоровье. Спортивные дети лучше идут на контакт, они общительны, уверены в себе. Физическое воспитание благотворно действует и на мыслительную деятельность, поэтому ребята легче усваивают полученные в школе знания.
- чем занять детей на летних каникулах;
- чрезмерная опека детей родителями — это благо или зло?
- 5 секретов воспитания мужественности в мальчике;
- как научить детей самим решать свои проблемы и уметь постоять за себя.