Как мотивировать ребенка на учебу: 7 советов психологов

Делаем приятные покупки и обустраиваем рабочее место

Для успешной учебы необходимы определенные подручные средства. Современным студентам не обойтись без ноутбука и планшета, не говоря уже о простых тетрадях. Подготовьте себя к учебному году, запаситесь всем необходимым, порадуйте себя приятными покупками. Это поможет отправляться на учебу в хорошем настроении, даже если Вам в действительности лень тащиться в университет.

Окружающая обстановка напрямую влияет на состояние наших мыслей. Альберт Эйнштейн когда-то сказал, что порядок необходим глупцам, а гений властвует над хаосом. Тем не менее, не стоит использовать эту цитату для оправдания беспорядка на своем рабочем месте. Приведите в порядок вещи, и мысли также станут более организованными.

Какой цвет заставляет учиться?

Кстати, по исследованию психологов, цветовое оформление места, где Вы учитесь или работаете, также влияет на работоспособность. Давайте выясним, как цвета влияют на наше состояние, и какой цвет мотивирует учиться лучше всего.

Красный цвет — активизирует и тонизирует организм, повышает давление, способствуя выбросу адреналина. Красный цвет хорош в качестве допинга, но злоупотреблять им не стоит — в помещении, где слишком много красного, люди быстро становятся раздражительными. Влияние оранжевого цвета подобно красному, но в меньшей степени. Мягкие оттенки оранжевого благоприятно влияют на работоспособность;
Желтый цвет тонизирует и стимулирует нервную систему, при этом, не угнетая, как красный. Это благоприятный цвет для умственных нагрузок;
Зеленый действует прямо противоположно красному, успокаивая и снимая напряжение. Это лучший цвет для отдыха;
Голубой цвет также имеет успокаивающее действие и помогает справится с монотонной работой, настраивая на терпение

Однако, если Вам необходимо поломать голову над сложной задачей, голубой цвет — не лучший помощник;
Синий цвет, как ни странно, действует угнетающе, снижая работоспособность и рассеивая внимание.

Покупки к учебному году

Ребенок 6,5–10 лет: начальная школа

Ребенок стал первоклассником. Изменилось все — режим, окружение, статус. Появились обязанности. В это время родители могут повысить и укрепить значимость нового периода жизни ребенка. Например, заранее позаботиться об индивидуальном рабочем месте для первоклассника, которое будет его личным пространством. Организовать такой порядок, при котором домашние не будут отвлекать первоклассника от его учебных занятий.

Любая учеба — это вызов. Обучающийся снова и снова оказывается в ситуации незнающего или неумеющего. Умение преодолевать учебные трудности — обязательная составляющая учебного процесса. И это именно умение, этому надо учиться.

Когда родители говорят ребенку: «Пока не выполнишь задание — гулять не пойдешь», — они оставляют ребенка один на один с трудностями, которые он, возможно, сам пока не может преодолеть. Многим детям в начале обучения в школе требуется организующая помощь — вовремя сесть за уроки, достать нужные книги и т.п. Другим нужно разобраться в условии задачи, нарисовать схему… И дело не в том, что в школе этого не объясняли, а в том, что применить полученные знания в самостоятельной работе совсем не просто.

В это время детям очень нужна поддержка родителей и позитивная обратная связь. Фразы «Я вижу, ты очень стараешься» или «Эта буква у тебя очень красиво получилась» мотивируют намного сильнее, чем упреки и обвинения.

Как мотивировать ребенка на учебу: 7 советов психологов

Когда мозг в восторге

У нейропсихологов есть своя история о том, откуда берется счастье. Представьте наш мозг: толпы нейронов, снующие между ними химические агенты, кровеносные сосуды и электрические импульсы. Когда человек приступает к какому-то занятию, в коре головного мозга активизируется зона, которая за это занятие отвечает. Скажем, мальчик играет в футбол: он умеет бить по мячу, принимать передачу, он активно и радостно обменивается сигналами с другими игроками, — одним словом, он в своей тарелке. В его мозге активно включается хорошо развитый «футбольный» участок коры, клетки омываются свежей кровью, густо пробегают электрические разряды, выделяются стимулирующие вещества, плетутся новые нейронные связи, все сияет, искрит, пульсирует, как на празднике, — и субъективно это переживается как драйв, счастье и осмысленность.

А вот другой мальчик: он тоже играет в футбол, но при этом тайно мечтает скорее пойти домой клеить танчики, по мячу он бьет слабо и неловко, игроки шпыняют его за непонятливость, а тренер недовольно морщится. В это время «футбольная» зона коры, конечно, включается и оживает, но сигналы по ней бегут слабые и разрозненные, выделяются стрессовые вещества, а участок коры «про танчики» постоянно пытается перехватить лидерство. И субъективно мальчик переживает это как раздражение, скуку и пустую трату времени. Счастья в этом мало, не говоря уже о смысле: мальчику может казаться, что глупее нет занятия, чем отбирать друг у друга мячик на поле.

Хорошая новость заключается в том, что даже не слишком любимое занятие заставляет мозг работать и отпускать человеку энергию на действия. А значит у него есть шанс найти в своих делах светлые и вдохновляющие моменты (например, когда удар по мячу будет удаваться все лучше) – стать счастливее и захотеть развиваться дальше. Самые несчастные люди, с точки зрения биохимии мозга, – это скучающие бездельники, которые не знают, чем себя развлечь и как занять. Они лежат или слоняются без дела, ищут хоть какие-то стимулы и развлечения, чтобы победить мучительную скуку. Маленьким детям незнакомо это состояние, но как ни печально, к подростковому возрасту многие девочки и мальчики впадают в апатию и начинают лениться.

Существует миф, будто у человека есть «волшебная кубышечка» — запас сил, которые можно расходовать, а можно сэкономить – и тогда останется больше энергии «для себя» и «на удовольствия». На самом же деле, говорят ученые, силы приходят к нам, как молоко к кормящей матери: пока мама кормит малыша, у нее есть молоко, но как только младенца отлучают от груди – выработка молока понемногу прекращается. То же самое происходит с количеством энергии, которую мозг отпускает нам для действий: пока мы активны (а лучше всего – делаем дела с удовольствием), у нас есть силы, но как только мы отказываемся от дел – сил и счастья становится все меньше. Конечно же, отдых необходим, и трудоголики страдают не меньше бездельников, впадая в другую крайность. Но все равно именно разнообразная интересная работа головой, телом и душой дает счастье, симпатию к себе и ощущение полноты жизни – когда в течение дня в работу включается весь мозг, искрясь и пульсируя, как новогодняя елка. И как раз это ощущение счастья и драйва может стать отличным стимулом к развитию и мотивацией к учебе.

Популярные статьи  Почему мужчина живет за счет женщины и как переломить ситуацию

Прививаем интерес к получению знаний

Познание новых предметов, получение знаний стимулирует на проявление интереса к учебе. Родители поддерживают в раскрытии талантов, проявлении новых увлечений. Похвала играет большую роль. Стоит ли хвалить ребенка и как это правильно делать, читайте здесь.

Помощь от родителей в освоении материала способствует к желанию изучить новый предмет. Ребенок быстрее научится заниматься сам и с легкостью познавать новые навыки, когда ему не навязывают это. Чтобы мотивировать ребенка учиться помогайте ему только в тех случаях, когда он вас об том попросит. Также показывайте на личном примере, что самостоятельное обучение это естественное занятие, которым человек увлекается на протяжении всей жизни.

Как мотивировать ребенка на учебу: 7 советов психологов

Как счастье помогает учебе?

А теперь зададим коварный вопрос про мальчиков и футбол: кто из героев нашей истории добьется лучших результатов? Кто будет усерднее заниматься и расти над собой? Казалось бы, ответ очевиден, и первый успешный мальчик скоро станет звездой стадионов, а второй отползет к своим танчикам со смесью стыда и облегчения.

Но здесь на сцену выходит важное слово – проактивность. В основе ее — волевое решение и живой интерес: «Я сам, я хочу, я сделаю, мне надо»

Многие мамы нервно замирают, вспоминая кризис трех лет, негативизм и вредное детское «я сам!» по делу и не по делу — но именно так начинает проявлять себя детская воля. И если дать ей окрепнуть, то она приведет к успеху. Когда ребенок незаметно для себя принимает решение: «Я буду заниматься футболом, научусь кататься на скейте, буду играть в театре, мне нравится, хочу, мое», — то он почти победил. Потом у него может смениться интерес, он переключится с театра на уроки вокала (и имеет на это полное право), но именно настойчивость воли и страсть помогают расти и развиваться в выбранном деле.

Сложность в том, что проактивность включается только изнутри. Мама и папа могут сколько угодно хвалить, обещать подарить планшет и щенка за пятерки в музыкальной школе, но если ребенок не захочет заниматься сам – то результаты его будут средними, а интерес к занятию угаснет очень быстро, даже если у детки есть способности. Но бывает так, что случается странное: однажды ребенок начинает сам получать от своего занятия радость и кайф. Он сам вдруг слышит, что «Кошкин дом» на флейте-пикколо звучит сногсшибательно, он хочет еще, он видит в этом смысл, его самоуважение растет! Он играет «Во поле береза стояла» и просто млеет от своего могущества. Так включается «Я сам, хочу и буду», — и часто это подобно сходу лавины. Так ребенок идет к успеху, к самостоятельности и снимает с родителей мучительную обязанность изо дня в день заставлять чадо заниматься (ну, разве что поддерживать и подогревать).

Шутка в том, что проактивность включается иногда при загадочных обстоятельствах. Например, наш мальчик-с-танчиками может остаться в футболе из вредности и упорства, или из желания понравиться девочке, или из соперничества с другом, — и постепенно так втянется и научится получать от занятий столько удовольствия и драйва, что станет лучшим. Конечно, родители могут делать попытки помочь ребенку найти свою волшебную стезю: знакомить его с разными интересными темами, показывать захватывающие фильмы, приводить на выставки, на спортивные соревнования, в научные лаборатории… Другими словами – создавать вокруг ребенка богатое, эмоционально и интеллектуально насыщенное поле, чтобы ребенку было за что зацепиться умом и сердцем. Это очень похоже на «танцы с бубном», но иногда срабатывает (хотя часто проактивность включается, скорее, вопреки родительским усилиям).

Так, например, современный ученый-химик с мировым именем Артем Оганов рассказывает, что интерес к химии у него проснулся в четыре года, когда он «случайно» нашел в шкафу отличную детскую книгу по химии, которую подложила туда мама. Мама предлагала сыновьям разные темы, внимательно следила, на что они живо откликнутся, — и помогала им расти в этом направлении. Мама другого известного «мальчика» — Бориса Гребенщикова старалась показывать ему самые интересные вещи, с которыми сталкивалась сама, – книги, музыку, театральные постановки, занятия в творческих студиях, — и тоже шла вслед за интересами сына.

Получается, что лучшее, что может сделать родитель, — это обеспечить ребенку разнообразные стимулы, дать ему свободу выбора и внимательно следить за деткой. Если видим, что ребенок включился, с радостью погружается в тему, глаза блестят и шестеренки крутятся, — ура, удача! – поддерживаем и помогаем движению. Рецепт для подавления воли и проактивного начала тоже прост: побольше контролировать ребенка, ходить за ним по пятам и выбирать ему занятия на свой вкус, уныло нудеть об обязанностях и глушить инициативу.

Любовь к обучению — когда это приносит радость

Если ребенок не имеет тяги к обучению, можно научиться правильно стимулировать его на это. Через открытие его истинных стремлений и желаний.  

Когда родители научаются распознавать особенности, получается решить проблему с нежеланием учиться. Своевременно применяя адекватные меры в процессе обучения, удается изменить ситуацию в корне.  

Мотивировать ребенка учиться, так же, как и научить его преодолевать лень, трудности, можно через вовлечение его в деятельность, в сам процесс. Тогда у ребенка не возникает желания прогулять школу, просидеть просто так над учебником и смотреть в окно вместо того, чтобы сделать уроки и пойти на улицу.  

Имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок имеет все шансы стать в будущем целеустремленным человеком, способным себя реализовать, найти свое место и быть счастливым.

Как мотивировать ребенка

ЧИТАЕМ еще статьи:

Каждый заинтересованный родитель и педагог может вовлечь школьника в учебный процесс. Достаточно распознавать детей по их особенностям и применять на практике полученную информацию.

Подробнее об этом можно узнать на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана Записывайтесь тут

Популярные статьи  Маковое масло – польза и вред

Статья написана с использованием материалов тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана

Как заставить ребенка учиться и делать уроки

Я читала автобиографию Нестеровой пару лет назад, и там было несколько страниц о том, как в средней школе она не делала уроки в принципе. То есть, в школе она училась, и все запоминала, а вот дома не делала ничего. Невольно я вспомнила и себя. Как скрещивала пальцы, лишь бы не проверяли домашнее задание, как получала двойки, как выкручивалась, но, все-таки, домашние задания не делала. Что это? Однозначно лень.

Если стоит вопрос: “Как заставить ребенка делать уроки?”, то ответ на него: “Очень просто.” Тут в ход идут принуждения, постоянная проверка и так далее. К сожалению, на своем горьком опыте скажу, что ничего кроме этого Вам не поможет. Нужно, чтобы ребенок хотел учиться. Потому что мотивация ребенка на учебу в школе – это ещё не все. Главное – желание. Нужно научить его быть самостоятельным, объяснить что и зачем нужно. Хорошо, если ребёнок пройдёт специальные курсы — научиться делать уроки и сможет сам выполнять домашние задания.

Научить учиться ребёнка проще и приятнее чем заставить!

Как заставить ребенка хорошо учиться?

Тяжело заставить учиться, а вдвойне тяжело – заставить учиться хорошо. В теории, абсолютно каждый человек может учиться, и даже учиться хорошо. На практике же, это не всегда так. Все зависит от нагрузки, качества подачи материала, количество времени, которое уходит на занятия. Нет одного правильного ответа на вопрос, о том, как помочь ребенку учиться хорошо. Помните, что не все талантливые и умные дети учатся хорошо, и не все отличники талантливы и умны.

Что делать?

  1. В первую очередь, выясняйте причины плохих оценок и постарайтесь избавиться от этой причины.
  2. Общайтесь с ребенком как с другом. Постарайтесь понять его и выясните для себя, зачем Вам, чтобы он учился только на “отлично”.
  3. Поинтересуйтесь, какие планы на будущее у Вашего ребенка и научите его ставить долгосрочные цели.

Как заинтересовать подростка?

Если заинтересовать ребенка 2-3 класса в учебе ещё легко, то мотивация к учебе подростков – штука посложнее.

Учтите, подросток знает, что ему нужно высшее образование, что он хочет хорошо сдать экзамены, чтобы потом работать. Но иногда бывает лень. Часто с толку сбивает количество предметов, которые нужно учить, при том что, как любят говорить подростки, “это мне в жизни не пригодится”. Это уже проблемы образовательной системы, но тем не менее.

Вопросы типа: “О чем ты вообще думаешь на уроках?”, – риторические.Вспоминайте, о чем думали вы в средней-старшей школе. Внушить подростку, что учиться надо, вообще очень тяжело. И сколько раз Вы бы не повторили, что без учебы не будет работы, без работы – денег, он будет так думать только если поймет это сам.

Несколько идей, чтобы мотивировать подростка к учебе:

Почитайте/посмотрите с подростком новости. Не заставляйте, просто предложите. Это должно быть что-то о его увлечениях. Позже обсудите это с ним.
Распечатайте или напишите цитаты для мотивации к учебе. Они могут быть как на русском, так и на английском, например. Наклейте их на видные места.
Подберите красивую канцелярию/тетради, чтобы пользование этими вещами ему было комфортно и приятно.
Не перехваливайте

Здесь следует вести себя очень осторожно. Кажется, что похвалить никогда не будет лишним, на самом же деле, Вы подскажете подростку, что он и так слишком хорош.. Так же проблема может быть связана с тем, что подростку сложно учиться

Тут тоже стоит не прибегать к насилию, а помочь. Можно пройти курсы для отличной учёбы, научить учиться, видеть цели,не бояться контрольных, быстро запоминать информацию. Потому что учиться правда бывает сложно !

Так же проблема может быть связана с тем, что подростку сложно учиться. Тут тоже стоит не прибегать к насилию, а помочь . Можно пройти курсы для отличной учёбы, научить учиться, видеть цели,не бояться контрольных, быстро запоминать информацию. Потому что учиться правда бывает сложно !

Основные способы стимулировать ребенка учиться

Так как же мотивировать ребенка учиться хорошо? Как повысить интерес к школьным предметам? Стоит использовать следующие приемы:

Наглядный пример Не рассказывайте, а показывайте. Если ребенок не любит читать, проведите семейный вечер с классической литературой. Это избавит малыша от стереотипов и страхов.

Помощь и поддержка Если у ребенка возник вопрос (пусть даже довольно глупый на ваш взгляд), не заставляйте его искать в словаре или интернете. Уделите минутку свободного времени – поделитесь знаниями. Не знаете правильного ответа? Предложите вместе найти решение.

Общие интересы Разговаривайте с ребенком, позвольте ему делиться полученной информацией (даже если вы давно знаете о способах сложения или делении в столбик).

Оптимальная нагрузка Не стремитесь загрузить ребенка полностью – оставьте ему немного свободного времени. Помните, что кружки и секции – это хорошо, когда доставляет истинное удовольствие.

Самостоятельность Позвольте ребенку проявить себя. Вмешивайтесь только тогда, когда вас просят о помощи в решении той или иной проблемы

Общайтесь с ним как с взрослым человеком, будьте корректны в высказываниях.

Без сравнений Не пренебрегайте возможностями и способностями собственного ребенка – не сравнивайте его с другими детьми.

Приоритеты Объясните малышу важность знаний как таковых, а не ориентируйтесь на оценки. Расскажите, где может пригодиться физика или художественная литература

Похвала Замечайте даже незначительные успехи ребенка, хвалите и подбадривайте его.

Но больше всего детей мотивирует любовь и поддержка родителей. Окружите малыша заботой, помогайте ему справляться с трудностями и хвалите за каждый шаг на пути к успеху. Это обязательно мотивирует ребенка на новые достижения.

Почему дети не хотят учиться?

Чтобы оправдать свою неуспеваемость, ребенок часто перекладывает ответственность на «плохого» учителя, сложность заданий, собственную забывчивость. Но эти оправдания – лишь следствие более глубоких проблем, и нам нужно понять, почему на самом деле возникает равнодушие, а иногда даже отвращение к процессу обучения. Вот некоторые причины, влияющие на желание учиться:

1. Ребенок рано пошел в школу

Для успешной учебы недостаточно того, что ребенок  много узнал к определенному возрасту. Часто бывает, что маленький ученик психологически еще не готов к школе, к ее правилам и распорядку, не может длительное время сидеть в классе без возможности передохнуть и отвлечься. Не спешите вести малыша в первый класс

Популярные статьи  Укладка мужских волос по форме лица и длине

Уделите внимание не только интеллектуальной подготовке, но и развитию дисциплинированности и усидчивости

2. Конфликты в школе

Если между учителем и учеником существует недопонимание или даже открытый конфликт, у ребенка возникает чувство дискомфорта и негативное отношение к школе. Ребенок не видит смысла стараться и выполнять задания хорошо, так как боится придирок со стороны педагога, основанных на личной неприязни. Такое же влияние на ребенка оказывают проблемы с одноклассниками. Чем дольше длится конфликтная ситуация, тем сильнее растет напряжение, а мотивация уступает место подавленности. Поговорите с ребенком о его отношениях с учителями и одноклассниками, дайте ему понять, что искренне хотите помочь найти способ разрешить разногласия.

3. Давление со стороны родителей

Случается, что родители, сами того не желая, отбивают у ребенка охоту учиться и заставляют его опускать руки. Слишком высокие требования к оценкам, большое количество дополнительных занятий и кружков, сравнение с успехами других и возмущение, что ребенок не дотягивает до заданной высокой планки – все это больно бьет по самооценке. Старания ребенка постепенно теряют для него смысл – он думает, что ни на что не способен и не может заслужить родительское одобрение, какие бы усилия он ни прикладывал. Избегайте завышенных требований и не бойтесь плохих оценок – спокойный и уверенный в вашей поддержке ребенок легко их исправит.

Причины низкой мотивации учащихся к обучению

Как мы уже сказали, у каждого ученика есть своя причина, почему он не хочет учиться. Но есть и несколько типичных поводов не хотеть идти в школу. Вот основные:

Внутри школьные неурядицы. Эта проблема чаще всего затрагивает старшеклассников. Некоторые дети конфликтуют с учителями в открытую – не ходят на уроки, хамят, не выполняют домашнее задание, жалуются родителям и директору. В этом случае будет лучше вмешаться родителям, чтобы помочь наладить атмосферу в классе. Но бывает, что учитель даже не подозревает о том, что чем-то задел ученика. А ребенок может таить обиду, бояться позора, быть подавленным и отрешенным из-за неверно сформулированной педагогом фразы или несправедливой оценки. Обычно, дети не рассказывают никому о случившемся и постепенно теряют мотивацию учиться в принципе.
Ссоры с одноклассниками
В классе нередко ребята не могут поделить между собой парту, друзей, внимание учителя. В средней и старшей школе случаются и серьезные конфликты между подростками
Поэтому и родителям, и учителям стоит очень внимательно следить за атмосферой в общении между одноклассниками.
Неготовность учиться. Отдавая малыша в первый класс, мама и папа должны быть уверены, что он готов вступить в новый и серьезный этап своей жизни не только по возрасту, но и умственно. Иногда первоклассники не обладают достаточным количеством знаний и даже среди семилеток чувствуют себя глупыми и несообразительными. Это может повлиять на всю дальнейшую учебу ребенка

Поэтому крайне важно, чтобы ребенок был правильно настроен на первый класс, хорошо подготовлен, был достаточно взрослым, имел силы просидеть внимательно целый урок.
Неоправданные ожидания. Довольно распространенная проблема, когда родители ставят очень высокую планку своему сыну или дочке, а они «недотягивают»

Ребенок начинает чувствовать, что взрослые хотят от него больших достижений, которых он не может добиться. Это часто служит причиной для потери мотивации учиться. Ведь зачем стараться, если все равно все недовольны? Попробуйте пересмотреть ежедневный график ученика – возможно, стоит убрать спортивную секцию или дополнительные занятия творчеством, чтобы у него было больше времени на отдых и сил на школу.
Семейные проблемы. Если дома царит нездоровая атмосфера – постоянно происходят конфликты между взрослыми, часто все разговаривают на повышенных тонах, есть взрослые проблемы, о которых знает ребенок, то он может сильно переживать по этому поводу.  У него не останется желания и настроения на учебу, веселье, хобби. Постепенно пропадет мотивация ко всему. Если такая ситуация возникла, то стоит срочно пересмотреть внутрисемейные отношения и наладить здоровую атмосферу в семье.

Что стоит делать взрослым

В основном дети приходят в первый класс позитивно настроенными на учебу. Желание получать знания еще не до конца осознанно, но оно присутствует. Родителям не стоит полагаться на то, что мотивация будет полностью сформирована учителем. Они также должны участвовать в этом процессе

Даже если преподаватель не будет соответствовать позитивным ожиданиям, нужно обратить внимание на обстановку в семье

Семейная обстановка

Необходимо подавать ребенку позитивный пример, в качестве образца представляя самого себя. Ведь вовремя предложенная книга или найденное хобби могут изменить жизнь ребенка к лучшему. Семья должна в любом возрасте всячески поддерживать стремление детей узнать что-то новое. Если ребенок задает много сложных вопросов, то следует все-таки поискать ответы на них.

Некоторые советы для родителей:

  1. Найдите у ребенка интересы. Не всегда они могут быть связаны с образованием. Постарайтесь развить их и укрепить.
  2. Если конкретных интересов не нашлось, попробуйте нечто незнакомое.
  3. Занимайтесь чем-то вместе с вашим ребенком.

Выполнение домашнего задания

Большинство родителей стремятся помогать своим детям с выполнением домашней работы

Это действительно важно для ребенка

Как мотивировать ребенка на учебу: 7 советов психологов

Советы для мотивации во время выполнения домашнего задания:

  1. Занятия должны строиться на основе взаимного сотрудничества с ребенком.
  2. Объясняйте непонятные темы столько раз, сколько это потребуется.
  3. Не задевайте, не высмеивайте, не выражайте негативных эмоций.
  4. Не сравнивайте с другими детьми.
  5. Учите составлять план пути к результату.

Контроль

Стоит уделять время школьным заботам ребенка. Обстановка в классе должна заботить родителей, но не всегда первоклассник может рассказать об этом в деталях. С первого дня требуется установить прямой контакт с преподавателем. Учителя бывают разные, не стоит доказывать им, что вы лучше знаете, как обучать и воспитывать детей. Продуктивнее окажется любая другая форма сотрудничества.

https://youtube.com/watch?v=s_w0PFGZeIg

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Как мотивировать ребенка на учебу: 7 советов психологов
Энергетические блоки: проявления и последствия