Как научить ребенка самому решать свои проблемы

Содержание

Выходите из конфликтных ситуаций

Ежедневно родители сталкиваются с непослушанием детей: они отказываются убирать игрушки, не хотят идти в садик, не желают сами одеваться или кушать. Безусловно, сложно оставаться спокойным, когда орущее чадо разбрасывает по убранной квартире грязные ботинки или кидается едой. Но мудрые родители стараются изо всех сил, чтобы не сорваться, перейти на крик или шлепнуть непослушного карапуза.

Постарайтесь при любой истерике сохранять спокойствие, как бы тяжело это не было. И скоро кроха поймет, что негативные эмоции можно выражать не только с помощью криков и истерик, но и доходчиво объяснять словами. Опять же, вспоминаем, что на личном примере мы учим детей, как нужно себя вести с другими людьми.

Почему ребенок подвержен этому

Все зависит от возраста ребенка. Малышам свойственно отвлекаться, их интересует все вокруг

А вот школьники уже потихоньку учатся сосредотачивать свое внимание. Но во время учебы, занятий дома им хочется заниматься чем угодно, только не тем, что надо

Т.е. он вполне осознано откладывает дело на потом, но именно в этот момент даже не догадывается о последствиях его отсрочки. Скорее всего в дальнейшем он и не поймет, что, откладывая дела, он сделал плохо, пока не придет злая мама и не даст «подзатыльник».

Многие родители путают это состояние ребенка с ленью. Но если лень просто состояние, то «прокрастинация» – болезнь 21 века. Некоторые психологи ее так и называют «болезнью», так как она сопровождается внутренним дискомфортом, стрессом, диким состоянием усталости (даже больше чем, если бы он трудился), к тому же у него может возникнуть чувство вины за то, что он должен сделать, но не делает.

Это ужасное состояние самый серьезный барьер перед любым сложным делом и с ним нужно научиться справляться как родителям, так и детям. Для этого нужно во время определить признаки прокрастинации.

Признаки прокрастинации:

Не стоит прокрастинацию путать с ленью и невнимательностью. Однако признаки у них схожи:

  1. Выполнение задач поверхностно;
  2. Медлительность.
  3. Быстрая утомляемость;
  4. Плохое настроение от того, что что-то долго не получается сделать;
  5. Элементарные ошибки в легких задачах;
  6. Отвлекают разные ситуации, которые можно проигнорировать;
  7. Отсутствие сосредоточенности в процессе работы.

Что делать, если малыш не способен постоять за себя?

Для начала нельзя его ругать.

Если у ребенка заниженная самооценка, необходимо найти способ повысить его уверенность в себе.

Критика и обвинения приведут к противоположному результату — малыш станет еще слабее, появится множество комплексов и страхов, он будет избегать конфликтов и не сможет защитить себя.

Однако вовсе не значит, что нужно непременно учить кидаться на обидчика с кулаками, не разобравшись в ситуации. Пусть ребенок еще маленький, то ему полезно развивать навыки самоконтроля.

Задача родителей — воспитать сильную, самодостаточную личность, способную различать нападение без причины и вынужденную защиту.

Дети невероятно восприимчивы к тому, что им внушают. Поэтому родителям приходится быть осторожными с методами воспитания.

Трудно бывает постоять за себя детям необщительным, поэтому важно уделять внимание правильной социализации. Если ребенок не ходит в детский сад, водите его в группы развития, кружки, где он будет контактировать с другими детьми, учиться сотрудничеству

В некоторых коллективах возникает нездоровая среда

Происходит это по причине, когда взрослые не уделяют достаточное внимание налаживанию благоприятной атмосферы внутри группы

В этом случае правильным решением может быть перевод ребенка в другое учреждение.

Выбирайте сад, где учитывается индивидуальность детей, где к каждому ребенку ищут индивидуальный подход.

Если он сидит один в углу и не играет, грамотные воспитатели найдут причину и сделают все, чтобы дошкольники вошел в коллектив и научился общаться со сверстниками.

Нередко агрессивное поведение провоцируют сами родители. В каждой группе есть ребенок с проблемным воспитанием.

Обратите внимание воспитателя и психолога на его поведение, пусть они обсудят это с его родителями

От несделанных уроков к конфликтам в семье

Приготовление домашних заданий

Базовая практика во времена нашего взросления была одна: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности — ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе рассчитана на то, что родители должны делать уроки вместе с ребенком.

И тут существует определенная дилемма: как сделать так, чтобы ребенок успешно осваивал школьную программу, при том, что:

  • Очень сильно изменились программы — даже по русскому, математике и чтению.
  • Очень сильно изменился исходный уровень знаний детей-первоклассников — многие школы ждут детей, уже умеющих читать.
  • Преподавание иностранного языка начинается с 1–2 класса, программы рассчитаны на то, что осваивать их ребенку будет помогать взрослый, но большинство из нас начинали изучение языка с 4–5 класса.
  • В России резко увеличилось количество неработающих мам, которые готовы все свое время посвятить ребенку, который стал школьником, в результате чего снизился уровень самостоятельности детей. Никто не ходит с ключом на шее и не разогревает сам себе обед.

На мой взгляд, эти изменения:

  • Неудобны для родителей, так как делают их напрямую ответственными за успешность детей в обучении.
  • В долгосрочной перспективе очень неблагоприятно влияют на отношения между детьми и родителями.
  • Уменьшение самостоятельности в учебе в начальной школе замедляет волевое созревание детей, снижает мотивацию к обучению вплоть до полного нежелания учиться и невозможности это делать самостоятельно — без родительских понуканий и сидения мамы рядом.

Сейчас на первых родительских собраниях в первом классе учителя напрямую предупреждают родителей, что теперь им придется учиться вместе с детьми.

Учителя, по умолчанию, предполагают, что вы всю начальную школу будете отвечать за качество и количество приготовления домашних заданий. Если раньше задача учителя была — научить, то сейчас задача учителя — дать задание, а задача родителей (предположительно) — эти задания выполнить.

По иностранному языку программы вообще составлены так, что ребенок их в принципе не может сделать без взрослого. Грубо: «Не понял — сам дурак. Я объясняю материал, а если ребенок не понял — то либо идите на дополнительные занятия, либо объяснят родители». К такой ситуации нужно быть готовыми.

Популярные статьи  Как разговорить ребенка. 5 идей для родителей

Значит, родители должны сесть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником. Но сейчас созревание наступает довольно рано, и уже в 9–10 лет можно наблюдать всю симптоматику подросткового возраста. К 5–6 классу эта возможность — сидеть и делать уроки вместе с ребенком — у вас пропадет. Эта ситуация станет невозможной, а за четыре года ребенок привыкнет, что за уроки отвечает мама, и сам он эту ответственность взять не может и не умеет.

Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14–15, пока сил хватит. Конфликт будет отложен на несколько лет, а ребенок будет по-прежнему не в состоянии отвечать за свои задания. В 14–15 лет протест будет уже очень яркий — и с разрывом отношений.

Есть такие показатели, что дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе, потому что за них все делали мама и папа, в средней школе резко снижают учебу, потому что помощь принимать уже не готовы, а умения и навыков учиться — нет.

Эта система, навязываемая многими педагогами начальной школы, — чтобы ребенок все делал дома идеально, то есть с помощью родителей.

Если ребенок отстает, то педагог может предъявить родителям претензию: недосматриваете! Только старые опытные педагоги придерживаются классической системы — чтобы ребенок все делал сам, пусть и с ошибками, и сами готовы научить и исправить.

Как родителям научить робкого ребёнка отстаивать интересы

Семейный психолог – это находка для семей с проблемными детьми. Не может позволить услуги специалиста? Прислушайтесь к основным советам.

Все они направлены на то, чтобы научить робкого ребёнка отстаивать свои интересы в той среде, в которой он находится сейчас и будет находиться в дальнейшем.

  • Учите воспитанника быть объективным, когда дело доходит до постоять за себя перед обидчиком. Пускай он сначала оценит ситуацию, а потом выбирает, как себя вести: применять физическое воздействие или избегать его.
  • Психология жертвы – это синдром, с которым сталкиваются не только дети, но и взрослые. Поэтому чем раньше родители помогут малышу от него избавиться, тем лучше.
  • Подавайте правильный пример. Если мама и папа уходят от конфликта, то не помогут никакие слова. В первую очередь воспитывайте себя и следуйте своим же советам.
  • Спортивная секция – это лучшее, что могут сделать родители для ребёнка. Правильно подобранный вид спорта формирует самооценку, повышает иммунитет и улучшает физическое состояние.
  • Подрастающая личность должна знать, что у нее есть право выбора. Это значит не соглашаться со всем, что предлагают и стоять на своем. Такая модель поведения оградит чадо от нежелательной компании.
  • Для того чтобы у малыша формировалась здоровая самооценка, ему полезно чем-то увлекаться. Только при наличии хобби и интересов он почувствует себя личностью.
  • Остроумие – это качество, которое помогает справляться со сложными ситуациями. Можно искусственно создавать ситуации, в которых дети смогут дать отпор взрослым.
  • Вера в себя – это навык, который необходим и взрослому, но и ребёнку.

Большинство детских проблем берут корни из семьи. Берите в расчёт внутрисемейные отношения, когда в вашем доме появляется малыш. Навык постоять за себя это не всегда агрессия и физическое насилие. Научите находить совестный компромисс, с помощью которого можно решить большую часть конфликтов.

Как научить ребёнка выражать и отстаивать мнение

Ассертивность — не врождённые, а приобретённые качества. Вот несколько советов от психолога как научиться этому комплексу мягких навыков. 

1. Воспитывайте в самостоятельности

Важная составляющая становления ребёнка как смелой и уверенной в себе личности — самостоятельные решения. Не лишайте его этой возможности. 

Это выражается даже в мелочах. С детства переводите ребёнка в режим «самостоятельности»: самому завязать шнурки, самому решить, какого цвета футболку надеть, самому налить себе суп из кастрюли. По мере взросления ребёнка предоставляйте ему чуть больше свободы и автономности действий, чем раньше. Постепенно продолжайте снижать уровень контроля.

2. Разрешайте быть не согласным

Примите тот факт, что у ребёнка может быть собственное мнение. Если в семье ребёнку разрешают проявлять свои взгляды и озвучивать мнения, впоследствии он скажет «нет» угождению другим взрослым и сверстникам.

Если ребёнок стеснителен, поощряйте его высказываться и демонстрируйте, что его мнение так же важно, как и мнение остальных членов семьи. Часто родители думают, что только их решения могут быть правильными и эффективными

Но безапелляционное отметание мыслей ребёнка не сделает его ассертивным. Неповиновение следует уважать и обсуждать, а не молча пресекать.

3. Валидируйте страх

Страх — это абсолютно нормальное чувство. Если ребёнок боится возразить учителю или выступить с презентацией перед всем классом — это тоже нормально. Как отмечают психологи, страх — это чувство, которое возникает у каждого человека, ощутившего угрозу безопасности. Не ругайте ребёнка за проявление естественной реакции.

4. Объясните, что взрослые бывают не правы

В социуме есть такая установка: «старших нужно уважать». Психологи сходятся во мнении, что это правило устарело и не подходит современному поколению.

Сегодня дети и подростки уважают не за возраст, а за реальные достижения. Каждому учителю нужно сначала заслужить уважение класса поступками, манерой подачи материала и поведением, а не требовать его по умолчанию.

Учите ребёнка, что взрослые тоже могут ошибаться и быть не правы. Так ребёнок не будет бояться вступать с учителями в дискуссию или не соглашаться с теми, кто старше. 

5. Укрепляйте самооценку

Дети с высокой самооценкой знают, как отстаивать свои права. Убедитесь, что ребёнок не сомневается в памяти: если ему кажется, что он что-то помнит — не нужно ставить это под сомнение словами «не уверен… точно не помню, но…». Регулярно поощряйте сына или дочь и не сравнивайте с другими детьми

Мы становимся увереннее и начинаем ценить себя, когда получаем поддержку и оказываем её тем, кто в ней нуждается. Проследите за собой: бывают ли ситуации, когда вы необоснованно критикуете ребёнка и обесцениваете его старания? 

6. Воспринимайте ребёнка как смелого и уверенного

Даже если вам кажется, что он ещё не такой. Окружающие люди часто «зеркалят» нам наши представления о них: если мы считаем, что человек недостаточно смелый, он предстаёт перед нами как трус.

Чаще делайте ребёнку комплименты, которые укрепят ассертивность: искренне говорите, какой он храбрый и уверенный. Если ребёнок чувствует, что его мнение ценится, что он имеет право на «нет», что он может возразить, что он может высказаться — он быстрее и успешнее развивается как личность.

Популярные статьи  Моделирование гелями Alessandro и нейл-дизайн лаками и гель-лаками Alessandro

Учите правилам поведения в социуме

Когда малыш, который пребывает в негативном состоянии, успокоится после вашего разговора, объясните ему, как люди в социуме взаимодействуют друг с другом. Ваш рассказ должен быть нескучным, увлекательным, чтобы кроха заинтересовался и чему-то научился. Можно использовать мультфильмы, книги с яркими картинками или привлечь игрушки, которые «покажут» много разных жизненных ситуаций и выходов из них. 

Малыш должен понимать, что он – хозяин своих вещей и имеет право распоряжаться ими по своему усмотрению. Но отстаивать свои игрушки можно не только с помощью кулаков или слез. С любым человеком, независимо от возраста, нужно уметь договариваться. 

Как научить ребенка самому решать свои проблемы

Какими бывают личные границы:

  1. Предметные. У детей должны быть личные вещи. Ни в коем случае не говорите, что ничего своего у ребенка нет, потому что все игрушки, одежду, книги ему покупают родители. Если вы вручаете малышке куклу, скажите: «Это – твоя игрушка. Ты – ее хозяин». Девочка отныне имеет право распоряжаться своей куклой так, как хочет. Если дочка захочет подарить подружке новую куклу, не препятствуйте ее решению. Только не покупайте сразу же нового пупса. Дочка должна научиться отвечать за свои действия. Не нужно заставлять малыша делиться своими игрушками. «Какой ты жадный, дай поиграть свою машинку мальчику» – родители не должны так говорить, ведь машинка принадлежит ребенку, и он сам решает, как с ней поступить. «Может, поменяетесь с мальчиком игрушками?» – можно предложить такой вариант, который устроит обе стороны. Чтобы ребенок научил уважать чужие границы, родители должны ценить границы своего малыша. Вы не должны брать без разрешения вещи малыша, распоряжаться ими по своему усмотрению, заходить без стука в его комнату.
  2. Телесные. Если кроха не хочет надевать свитер, потому что он колется, не заставляйте. Если ребенок не хочет, чтобы вы его обнимали, целовали, не нужно этого делать. Вам нужно научиться уважительно относиться к слову «нет», которое говорит ваш ребенок. 

Как взрослые могут нарушать физические границы малышей:

  • заставлять спать;
  • насильно кормить;
  • заставлять заниматься тем, что неинтересно ребенку;
  • применять физическое наказание.

У каждого человека существует своя зона комфорта. Взрослым нужно это учитывать и не нарушать личное пространство ребенка, если он этого не хочет.

Как научить ребенка самому решать свои проблемы

Трехлетний малыш уже может выбирать, в какой одежде он пойдет в садик, куда хочет пойти на прогулку, какое блюдо хочет на обед. Давайте крохе возможность сделать собственный выбор. «Кого ты хочешь взять с собой в кроватку: мишку, куклу, зайчика?». Не критикуйте решение ребенка поступить так, как он хочет, иначе в будущем сын или дочь так и не научатся отстаивать свое мнение. 

Также у каждого ребенка есть право на личные переживания и чувства. Родители должны уважать и принимать чувства малышей, а также не перекладывать ответственности за свои негативные эмоции на маленькие плечики. 

Характеристики внимания

Внимание имеет множество характеристик, которые у каждого человека развиты в большей или меньшей степени. Начиная борьбу с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо понаблюдать, как он выполняет домашние задания и ведёт себя в быту

Так вы сможете понять, развитию какого из перечисленных ниже качеств следует уделить больше внимания:

Концентрация — это умение сосредотачиваться на деле, вникать в проблему, видеть и анализировать свойства объектов. От концентрации напрямую зависит наблюдательность и собранность человека. Развитию концентрации помогают головоломки, лабиринты, задания на поиск различий и тому подобное.

Устойчивость внимания — это способность поддерживать концентрацию в течение длительного времени и противостоять отвлекающим факторам. Дети с развитой устойчивостью внимания более усидчивы и способны доводить начатое дело до конца. Устойчивость внимания помогают развить пазлы, задачи-картинки с перепутанными линиями и подобные «медитативные» головоломки.

Объём внимания подобен оперативной памяти компьютера, он позволяет удерживать в зоне внимания большое количество данных. Чем сильнее развит этот навык, тем проще ребёнку работать с информацией — анализировать, сравнивать и обобщать. Чтобы увеличить его, тренируйте логическое мышление ребёнка.

Распределение внимания отвечает за многозадачность: например, возможность одновременно слушать учителя, делать конспект урока и запоминать информацию. Натренировать это качество могут помочь развивающие компьютерные игры, в которых необходимо следить за несколькими объектами сразу.

Переключаемость внимания

От того, как быстро ребёнок может переносить внимание с одного объекта на другой и переходить от одного вида деятельности к другому, зависит его работоспособность в целом. Увеличить скорость переключения внимания помогают развивающие игры на время, задачи на поиск различий, компьютерные головоломки с поиском объектов и так далее.

Учитесь бесплатно

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Получить демодоступ на неделю

Алгоритм на каждый случай не напишешь

В образовательный стандарт записана такая формулировка: «Ребенок должен применять свои знания в ситуациях, с которыми он может столкнуться в своей деятельности». По сути верно. Но это слишком уж широко! Мало ли какая деятельность может быть у ребенка? Мы живем в открытой системе, невозможно перебрать все задачи, с которыми может столкнуться ребенок в жизни. Если заузить проблему и вести речь только о математике, то и здесь мы часто сталкиваемся с задачами «со звездочкой», которые нельзя «расколоть» при помощи заранее известного алгоритма. Однако нестандартность подобных задач бывает разной.

Чего делать не стоит?

Преувеличивать

Пытаясь разобраться в конфликте, необходимо разграничивать свое отношение к ситуации, и то, как ребенок воспринимает сложившееся положение вещей. Спросите у сына или дочки: действительно ли их обижают и угнетают? Может, это ваши давние обиды, поднятые из глубин детства, и приписываемые сейчас малышу? Часто дело обстоит именно так.

Иногда родители сильно преувеличивают обиду, нанесенную ребенку. Из пустяка разыгрывается целая трагедия, раздувающая детское самолюбие. Человеку с гипертрофированной чувствительностью налаживать свои отношения с обществом очень непросто. У таких людей нет друзей. Они во всем пытаются найти подвох, злятся и обижаются при любых неаккуратных фразах, высказанных в их адрес.

Передавать ребенку по наследству комплексы

Регулярные утверждения, что малыша подавляют, постепенно закладывают в сына или дочь комплекс неполноценности

Заостряя внимание на пустяковых обидах, родители приучают кроху к неприятному слову «унижение». Зачастую кричат об обидах и унижении мамы и папы, которые в детстве сами не смогли дать достойный отпор соперникам

Популярные статьи  Аффирмации в картинках

Проясните ситуацию, возможно, малыша никто не унижает, а ему просто делают резонное замечание.

Пугать сложным будущим

Не нужно внушать ребенку страх перед «вселенской жестокостью»; постоянно слыша такие утверждения, малыш четко усвоит, что «мир большой и тяжелый», а он маленький, и не сможет выстоять во вражеском стане. Подобные мысли порождают страх и неуверенность у одних детей, а у других – агрессию, внутри которой прячется тот же страх. Страхи парализуют малыша, мешая ему нормально развиваться. Для полноценного формирования личности ребенку нужно верить, что мир добр. Да, злые люди и неприятные ситуации встречаются, но это скорее исключение, чем правило. В жизни есть немало радостных и светлых впечатлений

На них и нужно заострять внимание малыша

Исключить слова «слабак» и «слюнтяй»

Такие эпитеты редко, но встречаются у отдельных пап как реакция на слабость сына. Дети у таких отцов страдают еще больше. Во-первых, им неприятны конфликтные ситуации, а во-вторых, малыши боятся огорчить родителей и получить порцию неудовольствия. Дети зажимаются в себе, предпочитая скрывать проблемы и обиды, перестают верить родителям. Это гарантирует еще большие трудности, ведь теряя опору в лице взрослых, детки становятся полностью беззащитными.

Копить гнев

Объясните ребенку, что не нужно копить негатив, обиду и гнев в душе – это разрушительно для хрупкой детской психики. Научите малыша изливать свои переживания, обязательно морально поддерживайте его и давайте добрые советы

Важно, чтобы малыш всецело вам доверял, и был уверен в вашей поддержке. Для общения с ребенком можно воспользоваться некоторыми советами психолога

Причины детской недоговороспособности

Для определения эффективных способов преодоления детской недоговороспособности важно понимать причины неправильного поведения ребенка в отношении других детей. Большинство из них кроется в психологических особенностях младших школьников

Прежде всего, сказывается их эмоциональная неустойчивость, которая заключается в следующем.

  • Привычная модель поведения основывается на формуле «Хочу — не хочу, нравится — не нравится».
  • Большинство детских поступков зависит от настроения, которым они еще не умеют управлять.
  • В конфликтной ситуации школьник чаще всего совершает поступки под воздействием гневных импульсов.
  • У ребенка отсутствует установка «Надо», поэтому сказывается разлад между его внутренним состоянием и общепринятыми нормами поведения.    

К началу школьного периода ребенок психологически готов к управлению своими эмоциями, но не знает, как это нужно делать. Поэтому еще одной причиной возникновения конфликтов у детей является не их неумение налаживать контакты, а отсутствие опыта социального общения. Особенно ярко это проявляется у «домашнего ребенка», который не посещал ранее детский сад.  

Именно этим объясняется то, что дети не стремятся сами договариваться, а спешат обратиться за помощью взрослых. Иногда ребенок даже не догадывается, что может сам решить возникшую проблему и найти способ взаимодействия.

Также надо учитывать, что в таком возрасте дети зациклены только на своих ощущениях и у них почти отсутствует чувство сопереживания. Они не хотят уступать другому просто потому, что не понимают его желаний и того, что он тоже имеет свои интересы.

Есть и другие причины неумения детей договариваться. Это может быть следствием неправильного семейного воспитания, при котором родители никогда не пытались искать компромиссы с ребенком, а лишь выставляли ему чреду требований. В некоторых случаях сказывается негативный социальный опыт, полученный в дошкольный период. Если ребенок какое-то время испытывал агрессивное давление со стороны своих сверстников, то это может отразиться на его характере и модели поведения.

Выявить причины недоговороспособности можно путем проведения диагностических тестов, анкетирования родителей, опроса воспитателей. В редких случаях для решения проблемы повышенной конфликтности ребенка понадобится помощь психолога. Чаще всего достаточно проведения системы коллективных или групповых занятий по теме «Учимся договариваться».

Что делать, если ребёнок ни с кем не дружит

Как научить ребенка самому решать свои проблемы

Столкнувшись с лакунами в социализации ребёнка и решив искать первопричину проблемы, родителям лучше начать с себя. Образ жизни родителей непосредственно влияет на поведение и ценности ребёнка — это так же касается дружбы, как и всех сфер жизни. Если у ребёнка перед глазами нет примеров общения родителей с их друзьями, он с меньшей вероятностью будет стремиться заводить приятелей и быть социально активным. Разумеется, привычки взрослых сложнее корректируются, но можно попробовать чаще брать ребёнка в гости, приглашать к себе гостей на праздники, устраивать совместный досуг, чтобы дети могли видеть на примере родителей ценность дружеского общения. Чтобы передать ребёнку навыки, которые позволяют поддерживать дружбу с людьми, вам необходимо сформулировать для себя, что для вас значит дружба.

Не менее важно, как родитель общается с ребёнком, — учите ли вы его экологичной, здоровой коммуникации? Рефлексия на эту тему — первый шаг для родителей, которые обнаруживают у ребёнка проблемы с поддержанием межличностных отношений.

Крайне важно вести с ребёнком, особенно в подростковом возрасте, беседы о дружеских конфликтах, о ценностях, связанных с общением, о роли друзей в вашей жизни. Постарайтесь научить ребёнка тому, что в общении участвуют несколько человек с разными интересами

Детям и подросткам нужно научиться вставать на место другого человека в общении, а вы можете им в этом помочь, поделившись своим опытом и взглядом со стороны. Не всегда дети готовы делиться своими насущными проблемами — в таком случае можно обсудить с ребёнком ситуации из собственной жизни. Хорошим началом для такого разговора будет просьба дать совет — так вы сподвигнете ребёнка к тому, чтобы он сформулировал свою позицию, а потом сможете обсудить её подробнее.

Полезные инструменты для родителей:

  • игротерапия — моделирование и обсуждение ситуаций с ребёнком;
  • курсы и пособия по развитию эмоционального интеллекта у детей;
  • книги по психологии для детей, например книга А. Курпатова «Как научиться дружить? Книга о важнейшем навыке 21 века», которую вы можете дать своему ребёнку почитать или начать изучать её вместе.
Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Как научить ребенка самому решать свои проблемы
Какейбо: в чем суть японского искусства экономить